Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
РЕКЛАМА
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
 
«Пакет» №6(11), декабрь 2001



(
На страницу 1)

Кто такой эксперт и где его найти?

По логике вещей, экспертом в области упаковки может стать человек с высшим специальным образованием, проработавший несколько лет в НИИ, ВУЗе, РОСТЕСТе, отделах R&D русских и зарубежных компаний, досконально знающий свойства материалов и требования, предъявляемые к ним упаковываемыми продуктами, владеющий базой достоверной информации о поставщиках и дистрибуторах материалов. Он может иметь ученые степени в специальных отраслях наук и продолжать заниматься исследованиями в упаковочной области. Кроме того, он должен обладать аналитическим складом ума и огромным практическим опытом. В России в настоящий момент институт экспертной оценки еще не сложился. В той или иной степени независимой экспертизой могут заниматься сотрудники вышеперечисленных организаций, независимых сертификационных лабораторий, а также технические специалисты и торговые представители крупных зарубежных компаний.

Кто и почему не может являться экспертом?

Прежде всего, совершенно нецелесообразно привлекать к экспертной оценке менеджеров по продажам мелких и средних фирм, производящих гибкую упаковку, но не имеющих специального образования в этой области. Не стоит забывать, что технические и маркетинговые знания в области упаковки, приобретенные ими в процессе работы, не носят систематического характера и вряд ли позволят провести всесторонний анализ материалов и производителей. Кроме того, желание приобрести нового заказчика будет являться своего рода фильтром, сквозь который будет просеиваться вся предоставляемая информация. В связи с этим, ожидать от них объективной оценки не приходится. Очевидно, что преимущества упаковочных материалов конкурентов заявлены и проанализированы не будут. Скорее всего, вместо аналитического отчета, обратившийся за экспертной оценкой получит хвалебную оду материалам фирмы, на которую работает «эксперт». Например, если искомый материал изначально был заявлен как трехслойный, а данная компания производит только двухслойные, то вместо того, чтобы, предоставить клиенту список компаний, выпускающих этот ламинат, предоставляется информация о двухслойном материале со сходными печатными, прочностными и барьерными свойствами. Иногда применение такого материала может в действительности оказаться рациональнее. Дело не в этом. Просто этот пример наглядно демонстрирует, чьи интересы преобладают. Исключение составляют менеджеры крупных упаковочных компаний. Примерно 90% наших соотечественников, работающих в иностранных или совместных компаниях и являющихся ведущими менеджерами по продажам упаковочных материалов в России, имеют высшее специальное образование, а иногда и ученую степень. Они, конечно, также заинтересованы в приобретении новых клиентов на долгосрочной основе, но имиджем (собственным и компании) дорожат больше, чем разовыми продажами неопытным заказчикам. Поэтому информация, предоставляемая этой категорией менеджеров, скорее всего, достоверна и объективна, но и они не обязаны рекламировать товары своих конкурентов.

Авторская справка

Нужны консалтинговые фирмы

К сожалению, в настоящий момент в России статус эксперта совершенно не ясен и ничем не закреплен. Отсутствуют какие-либо организации и процедуры, подтверждающие право, возможность и способность того или иного специалиста считаться экспертом в какой-либо области упаковки. Это неудобно как для предприятий, желающих воспользоваться услугами эксперта, так и для самих экспертов. Оценивать выбранного эксперта можно только исходя из рекомендаций коллег или своего собственного опыта. К тому же услуги, описываемые в данной статье, в 99 случаях из 100 представляют из себя не что иное, как услуги высококвалифицированных специалистов, привлеченных к работе на период выполнения какого-либо проекта. За рубежом этим занимаются консалтинговые фирмы, сдающие внаем своих специалистов. На наш взгляд, создание в России упаковочной консалтинговой фирмы, позволило бы решить многие связанные с упаковкой проблемы малого и среднего бизнеса.


Что поручить эксперту?

От принятия решения о производстве фасованной продукции до ее выпуска производитель должен пройти множество последовательных этапов, некоторые из которых он может поручить сторонним лицам или даже организациям. Что же из этого поручить эксперту? Экспертом является специалист, способный вынести квалифицированное решение по каким-либо отдельным специальным вопросам. При этом предполагается наличие исчерпывающей информации, необходимой для проведения экспертной оценки.

Принятие отдельного решения и проведение всего цикла работ — категории разного порядка. Строго говоря, в понятие экспертной оценки не входит такая деятельность, как маркетинговое исследование рынка и проведение ценового тендера, а также организационная работа по заказу упаковки (разработка и согласование оригинал-макета, подписание цветопробы и печатного оттиска, контроль за выполнением заказа и осуществление приемки). Конечно, каждый эксперт вполне в состоянии заняться всеми этими видами работ при наличии свободного времени и отдельной договоренности, но в этом случае его работа будет напоминать скорее работу наемного высококвалифицированного специалиста, нежели экспертизу. В данном случае эксперту можно поручить поиск оптимального упаковочного материала для конкретного продукта и имеющегося упаковочного оборудования. Кроме того, экспертной оценкой может являться заключение о том, какой класс упаковочных машин способен воспроизвести требуемый уровень печати на конкретном материале.

 
Достоинства и недостатки работы с привлеченными специалистами

В первую очередь, стоит отметить, что действительно высококлассных экспертов/приглашенных специалистов «мало, и на всех их не хватает». Директору предприятия, принимающему решение о привлечении к работе специалиста, следует реально учитывать специфику совместной работы. Строго говоря, экспертная оценка той или иной ситуации ни одному предприятию помешать не может. Напротив, квалифицированная оценка поможет грамотно сориентироваться на рынке упаковочных материалов и услуг по изготовлению упаковки. Другое дело, когда специалист привлекается на длительный срок.

Проблематика такого рода сотрудничества заключается в том, что специализация приглашенного может оказаться слишком узкой для данного предприятия. Например, блестящие знания в области химии и технологии производства упаковочных материалов совершенно не гарантируют аналогичных знаний в области печати и наоборот. Поэтому изначально необходимо реально оценить сферу деятельности и объем работ, которые перепоручаются эксперту/приглашенному специалисту. Необходимую информацию о квалификации эксперта/приглашенного специалиста можно получить у других потребителей или в той организации, где он работает.

У совместной работы есть ряд преимуществ.

Экономия времени. Приглашая специалиста, предприятие значительно экономит время своих сотрудников. Наличие обширной базы данных и, конечно, опыта работы позволяет ему быстро выбрать оптимального производителя упаковочных материалов. Например, для того, чтобы проработать весь рынок в поисках фирмы-изготовителя, предлагающей оптимальное соотношение цены и качества требуемого упаковочного материала, заказчику нужно около недели, а высококвалифицированному специалисту — 1–2 часа. Конечно, вопросы технического характера требуют более детальной проработки и дополнительного времени.

Возможность «убить двух, а то и трех зайцев». Как правило, российские эксперты многопрофильны и могут решить многие связанные с упаковкой вопросы, накопившиеся на предприятии. Например, в случае разработки проекта по упаковке вафельного торта в прозрачную пленку и картонную коробку, экспертом может быть дана мотивированная рекомендация по установке того или иного упаковочного автомата, оценены возможности печатного оборудования потенциальных поставщиков картонной упаковки, рассмотрены свойства пленок без печати всех возможных поставщиков. Приглашенный же специалист может отследить все эти работы от начала до конца. Его работа начинается на этапе выбора материалов и оборудования и заканчивается выпуском готовой упакованной продукции.

Экспертом в области упаковки может стать человек, досконально знающий свойства материалов и требования, предъявляемые к ним продуктами, владеющий базой достоверной информации о поставщиках

Исключение результатов проблем на стадии подготовки документов. Эксперт, как правило, более опытен, чем заказчик. Ежедневно ему приходится прорабатывать огромное количество задач, у многих из которых уже существуют готовые решения. Заказчик иногда даже и не подозревает, как много проблем может возникнуть в связи с неупорядоченной процедурой приемки-сдачи работ, согласования дизайна и подписания оттисков. Например, если не удостовериться в качестве первого печатного оттиска, можно получить упаковку с нечетким изображением, размытыми краями и другими дефектами печати. Если же все необходимые документы были подготовлены экспертом, в договоре обязательно будет отмечено, что полная оплата заказа будет произведена только после подписания первого печатного оттиска и приемки первой партии. Также в договоре эксперт может учесть любые другие интересы заказчика, например, длительный срок «обнаружения скрытых недостатков упаковки». Этот пункт выгоден заказчику тем, что до его истечения производителю могут быть предъявлены претензии по качеству партии упаковки. Производитель старается занизить этот срок, и таким образом снять с себя ответственность за дефекты, обнаруженные позднее. Кроме того, большинство договоров на поставку упаковочных материалов написаны шаблонно, без необходимых подробностей. Основной их недостаток заключается в том, что они не содержат описаний всех этапов работы. Зачастую такие документы не только не защищают интересы заказчиков, но и не учитывают интересов самих производителей.

Высокая конкурентоспособность упаковки. Качество упаковки, изготовленной под наблюдением эксперта, будет по крайней мере не ниже качества упаковки конкурентных товаров. Сделать это довольно просто, если владеть информацией о технологиях изготовления упаковки конкурентов. Эксперт, как правило, обладает такой информацией. Кроме того, свободное оперирование техническими тонкостями позволяет эксперту добиться от производителей максимально возможного высокого уровня печати. В классе упаковки товаров массового спроса наиболее распространена линиатура 42 лин/см. Если же необходимо вывести продукт в более дорогую ценовую нишу, лучше использовать линиатуру 52–58 лин/см. Конечно, надо понимать, что некоторые фирмы действительно не могут получать более высокую линиатуру печати по причине отсутствия соответствующих анилоксовых валов. Большинство же фирм может, но не хочет, поскольку печать с более высокой линиатурой выполнить технически сложнее. Очень часто заказчики соглашаются со значением параметра несовмещения красок 0,2 мм, в то время как на аналогичном оборудовании этот показатель может достигать 0,08–0,1 мм.

Экономическая выгода. Эксперт обладает базой прайсов разных производителей и поставщиков упаковочных материалов, следовательно, у каждого заказчика, обращающегося к эксперту, есть возможность выбрать оптимальное предложение.

Итак, все обстоятельства говорят о том, что прибегать к услугам экспертов иногда очень даже полезно. Спасательным кругом их, конечно, не назовешь, но они вполне в состоянии придать вашему «кораблю» дополнительную плавучесть на волнах рынка. Ну уж, а если штормит, а Вы совсем не умеете плавать...


 


(
На страницу 1)

(
В начало)
   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner