Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
РЕКЛАМА
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
 
«Пакет» №6(11), декабрь 2001


Дмитрий Губерт,
эксперт по гибкой упаковке

Хождение по мукам
Проблемы заказчиков
гибкой упаковки

 
В настоящее время в любой работе все менее ценится энтузиазм и более — профессионализм. Руководители компаний приходят к пониманию того, что решение каждой узкой задачи требует профессиональной подготовки и опыта. В противном случае оно не только займет много времени, но может и нанести предприятию ощутимый экономический ущерб. Где же взять специалиста, а главное, как удостовериться, что он — специалист?

Недавно захожу в магазин «Автозапчасти» (надо заменить старый радиатор на новый), и так как я дилетант в области устройства автомобиля, спрашиваю, чем по своим характеристикам отличается алюминиевый радиатор от медного. «Ну, как?» — отвечает продавец — «Один из алюминия, другой — из меди». Минуту спустя в магазин заходит очередной покупатель, и продавец (!) с моим вопросом обращается к нему. Это он таким образом решил мне помочь (!). Покупатель дал очень подробные разъяснения...

Затем я поинтересовался у продавца, есть ли в наличии «ремкомплект кулисы». На этот вопрос он отреагировал также по-деловому: открыл техническое руководство по эксплуатации и попросил показать на схеме те запчасти, которые входят в ремкомплект. Так я из покупателя в магазине превратился в студента на экзамене. В завершение стоит сказать, что ремкомплекта в магазине не оказалось.

Приведенный пример — всего лишь одна из множества ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно как в быту, так и на работе.


Выбирая оптимальный упаковочный материал для своего товара, производитель вынужден собрать и проанализировать колоссальный объем информации

Аналогичные трудности возникают и у работников отдела снабжения предприятий, производящих, например, продукты питания или бытовую химию, в процессе размещения заказа на изготовление гибкой упаковки. Конечно, крупные компании уже неплохо изучили рынок упаковочных материалов и вполне могут обойтись без посторонних советов, но что в этой ситуации делать новичку? В условиях развивающегося производственно-фасовочного рынка количество предприятий, впервые столкнувшихся с проблемой выбора гибкой упаковки, непрерывно возрастает. Упаковка способна вывести в розничную торговлю многие продукты сельского хозяйства и промышленности, которые ранее продавались на развес и были представлены на рынке только в оптовой таре. Теперь, когда, условно говоря, директор оптовой базы видит, что даже неочищенные расфасованные семечки пользуются спросом, он непременно попытается их как-то упаковать. Но заказчик-новичок вряд ли сможет самостоятельно найти оптимальное решение. Рассмотрим его первые шаги.

Первая покупка 

Заказчик обращается в близлежащую компанию по производству гибких упаковочных материалов или в ту, название которой показалось ему наиболее убедительным. Выбор иногда осуществляется по совету друзей или коллег. Если компания имеет достаточный ассортимент материалов, а заказчику требуется небольшая партия товара (1–2 тонны), ему, скорее всего, будет предложено на выбор несколько позиций, причем наиболее активно будет предлагаться именно тот материал, который продать в данный момент просто необходимо. Причины такой необходимости могут быть совершенно разные: остаток на складе от крупной партии; подходящий к концу срок годности материала (как это бывает с пленками, обработанными коронным разрядом, а также с материалами, покрытыми клеем для холодной сварки), и, наконец, желание продать более дорогую пленку, чтобы больше заработать. Вполне вероятно, что все эти предложения будут в той или иной мере способны удовлетворить потребность заказчика в упаковке его продукта, но более всего в данном случае будут удовлетворены желания продавца. Впрочем, никто никого не обманывает, просто на данном этапе в качестве потребителя упаковки наш заказчик просто не в состоянии грамотно сформулировать свои потребности. Он знает, что продукт надо как-то упаковать, что-то покупает и действительно как-то упаковывает. Если в своей первой попытке найти хорошую упаковку заказчик проявит некую целеустремленность и рвение, то упаковочный материал может быть куплен даже слишком хороший. Правда, затраты на него в данном случае будут совершенно неоправданны. Продавец же не обязан подбирать для покупателя упаковочный материал с идеальным соотношением цены и качества, тем более, когда заказчик сам не вполне определился, какое качество материала для него оптимально.

Авторская справка

Как подготовиться к заказу упаковки

Если невозможно прибегнуть к услугам эксперта, то перед заказом упаковки необходимо самостоятельно детально проработать основные определяющие факторы.

  • Определить требования, предъявляемые к упаковке рынком, упаковываемым продуктом и упаковочной машиной. Рынок может диктовать объем, форму, материал и даже цвет упаковки; продукт — упаковочный материал, среду внутри упаковки, конструкцию и прочностные свойства упаковки; оборудование — конструкцию, объем, упаковочный материал. Некоторое влияние на форму и прочностные свойства материала могут оказывать способы транспортировки и хранения продукта.

  • Согласовать все требования между собой и выработать оптимальное комплексное решение.

  • Отразить все выбранные свойства в спецификации на упаковку и использовать ее в качестве приложения к контракту на поставку упаковки. Логично, если создание спецификации будет иметь следующий алгоритм:
    • целостность упаковки (наличие всех комплектующих, заявленных в контракте);
    • краткое описание всех функциональных свойств упаковки (открывание, закрывание, переработка на машине и др.); 
    • допустимый диапазон ключевых геометрических параметров и их отклонений (длина, ширина, высота упаковки и ее комплектующих);
    • допустимый диапазон основных прочностных показателей и их отклонений (плотность, толщина, прочность на разрыв и прокол, продавливание, раздирание и др.);
    • необходимые для данного продукта барьерные свойства;
    • оптимальный для продукта состав газовой среды внутри упаковки;
    • номера фиксированных понтонов;
    • линиатура и показатель несовмещения красок;
    • частные особенности, присущие каждому конкретному заказу.

  • Предусмотрите до подписания контракта проведение производственных испытаний упаковочного материала и транспортных испытаний продукции, упакованной в новый упаковочный материал.

  • Детально опишите в контракте процедуру согласования дизайна и подписания первого оттиска.


Упаковка на производстве

Итак, заказчик купил некий материал, привез его на предприятие и начинает упаковывать свой продукт. Результаты этих попыток могут быть самые разные. Проблемы, возникающие при упаковке продукта на производстве и зависящие исключительно от качества и свойств упаковочного материала, могут быть вызваны следующими причинами:

  • узкий температурный диапазон сварки упаковочного материала;
  • недостаточные или избыточные значения физико-технических показателей материала (толщина, эластичность, сопротивление разрыву, проколу, удлинение и др.);
  • неравномерность намотки в случае использования рулонных материалов;
  • деформированная втулка;
  • отсутствие или неправильное нанесение фотометки (в случае фиксированного рисунка на упаковке);
  • избыточный статический заряд на материале;
  • другие нюансы, определяемые конкретным случаем и зависящие от упаковываемого продукта и требований технологии.
Проблемы дистрибуции 

Даже если товар удалось упаковать, это еще совсем не гарантирует того, что продажи достигнут изначально предполагаемого уровня. Здесь нашего заказчика могут подстерегать другие опасности:

  • неправильное размещение изображения. Может оказаться, что рисунок попадает на сварные швы; 
  • пробелы на упаковке замедляют фасовочный процесс;
  • неправильный штрих-код. Продукт не сможет распространяться в сети супермаркетов и правильно отслеживаться на крупных торговых базах и терминалах. В случае совпадения неправильного штрих-кода со штрих-кодом другого товара может возникнуть судебное разбирательство;
  • недостаточные или избыточные прочностные свойства упаковочного материала. Упаковка может, как рассыпаться в руках потребителя, так и быть абсолютно неприступной при открывании;
  • упаковка может не обеспечивать сохранности при транспортировке и хранении;
  • упаковка может не предотвратить преждевременную порчу продукта до истечения срока годности;
  • упаковка может быть не воспринята целевой группой в силу ее недостаточной или избыточной презентабельности;

В лучшем случае заказчик осознает все эти проблемы по мере их возникновения (на производстве и в процессе продаж). Худшим же вариантом является абсолютное неведение относительно того, почему остановилось производство, а количество бракованной и нереализованной продукции огромно.

Второй вариант безнадежен и срочно требует квалифицированного вмешательства, поскольку продолжение самостоятельных действий повлечет за собой бесконечное хождение по новым поставщикам и повторение замкнутого цикла лишь с некоторыми отличиями, подробное рассмотрение которых не имеет смысла. Но предположим, что первый опыт не пройдет бесследно и заказчик не только сделает некоторые выводы о причинах своих проблем, но и отважится на продолжение производственного эксперимента.

 
Вторая покупка упаковочного материала

Итак, заказчик отследил некоторые из возможных проблем, так или иначе связанных с качеством упаковочного материала, выбрал в качестве поставщика именно ту компанию, материалы которой не имеют уже знакомых ему дефектов, и сделал заказ. Действительно, знакомых проблем не возникло. Возникли незнакомые, провоцируемые факторами, не попавшими в поле зрения в первый раз. Кроме того, в большинстве случаев при возникновении проблем на производстве дефекты упаковочных материалов могут влиять на упаковочный процесс как индивидуально, так и в совокупности. А для того, чтобы новоиспеченный специалист по упаковке свободно ориентировался в технологиях, материалах и поставщиках, необходим опыт, а в некоторых случаях и специальное образование. Конечно, с течением времени эти проблемы можно решить, если оно (время) в промежутках между менеджментом и производством «семечек» у него найдется.

 
Что же делать сейчас?

Есть три выхода из сложившейся ситуации. Два из них, упоминавшиеся ранее, чрезвычайно длинны: пойти в специализированный институт или несколько лет набираться опыта, многократно «набивая шишки». Третий путь представляется наиболее коротким и эффективным. Это помощь независимого эксперта, который рассмотрит все возможные варианты и определит наиболее подходящий для данного конкретного продукта и используемого упаковочного оборудования. По отдельной договоренности эксперт может также провести ценовой тендер на этот материал среди поставщиков и выбрать наиболее качественный (при приемлемой цене). Кроме того, эксперт поможет сузить выбор поставщиков, исходя из возможностей их печатного оборудования, что в дальнейшем позволит обеспечить необходимое качество печати. Причем, вполне вероятно, что оплата услуг эксперта будет практически незаметна для предприятия, благодаря экономии на цене упаковочного материала, отсутствию брака и простоев оборудования.

Качество в большинстве своем будет соответствовать заявленному в контракте, и возвраты некачественного упаковочного материала станут практически анахронизмом. Если же по каким-либо причинам поставка некачественного упаковочного материала все же произойдет, то заранее согласованная процедура возврата позволит в считанные часы урегулировать возникшие разногласия, заменить партию упаковочных материалов или получить денежную компенсацию. В целях поддержания своего имиджа эксперт заинтересован провести оценку каждой конкретной ситуации максимально четко и корректно.

 


(
В начало)

(
На страницу 2)
   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner