Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
 
«Пакет» №4(9), август 2001


Татьяна Терешина,
лаборатория социально-экономических исследований

Все или почти все о стретч-пленках

Анализ закономерностей и путей развития сегментов российского рынка - предмет пристального внимания не только специализированных маркетинговых центров или научно-исследовательских организаций. Сегодня любое предприятие, в задачу которого входит сбыт стретч-пленки, а также потребители данного вида упаковки, обращаются к общей оценке текущей ситуации на рынке, занимаются изучением тенденций его развития, характеристик спроса и предложения

Cтретч (stretch) пленка - современный упаковочный материал, обладающий способностью обратимо растягиваться с удлинением до 300% и выше, имеющий по сравнению с обычными пленочными материалами повышенную прочность, стойкость к раздиру, проколу, удару, продавливанию. Уникальным свойством стретч-пленки является липкость слоев по отношению друг к другу.

Различают два основных вида стретч- пленки: пищевую (для упаковки продуктов питания) и палетную (для групповой и транспортной упаковки, палетирования).

Пищевые пленки

Пищевая стретч-пленка предназначена для первичной (непосредственной) упаковки продуктов в пищевом производстве, розничной торговле и сетях «фаст фуд». Используется для упаковки кускового мяса, птицы, кулинарных изделий, рыбы, овощей, фруктов, ягод, грибов, сухофруктов, кондитерских и хлебобулочных изделий и т. д.

Существует два вида пищевых стретч-пленок: поливинилхлоридные (ПВХ) и полиэтиленовые (ПЭ). В функциональном использовании материалов этих двух видов нет четкого разграничения, но есть области, где применение того или иного вида предпочтительно.

ПВХ пленки иногда используются в сети розничной торговли, но наиболее распространено их применение в производстве - для оборачивания поддончиков из пластика или вспененных полимеров с пищевой продукцией. ПВХ пленка дороже ПЭ, но обладает рядом преимуществ по сравнению с ней:

  • высокая прозрачность и блеск;
  • высокая прочность и оптимальная растяжимость;
  • избирательная проницаемость и сопротивляемость запотеванию в сочетании с высоким уровнем санитарно-гигиенических свойств;
  • возможность разогрева упакованных продуктов в СВЧ-печах.

ПВХ пленка называется также «дышащей», поскольку обладает уникальным свойством избирательно пропускать через свою поверхность составляющие воздуха: водяной пар и углекислый газ наружу, а кислород - внутрь. Пленка не дает возможности бактериям развиваться в упакованном продукте, кроме того, продукты в такой упаковке не заветриваются, сохраняют свой первоначальный вид и вкусовые качества значительно дольше, чем при упаковке в ПЭ или ПП пленку.

Стретч-пленка проста в использовании, доступна по цене и универсальна по свойствам. Похоже, у этого материала самые блестящие перспективы

Так, например, микроклимат, созданный влаго- и газовыделением овощей и фруктов, позволяет дольше сохранять их свежими, а хлебобулочные изделия не черствеют и не плесневеют в такой пленке в течение 4-6 дней (структура ПВХ пленки позволяет упаковывать их в горячем виде, что значительно ускоряет процесс). При этом аромат свежеиспеченных изделий свободно распространяется наружу.

Пленка ПВХ идеальна также для упаковки сырого мяса и мясных продуктов, так как, во-первых, пропускание кислорода и углекислого газа позволяет сохранить мясо в течение длительного времени, во-вторых, препятствует намораживанию влаги на пленку при хранении в морозильной камере, что позволяет сохранить товарный вид и свежесть продукта.

ПЭ пленки все чаще используются в качестве оберточного материала как более дешевая и удобная альтернатива оберточной бумаге в торговле развесными продуктами (сыр, масло, колбасные изделия и т. п.)

Как и стретч-пленка из ПВХ, ПЭ пленка используется для упаковки продуктов на подложках, но при этом обеспечивает менее длительное и качественное хранение. Можно выделить ряд преимуществ ПВХ перед ПЭ, применяемых для одних целей:

  • возможность использования при температуре продукта до 70°С;
  • повышенная стойкость к жирам;
  • избирательная газопроницаемость, обеспечивающая «дыхание» продукта;
  • стойкость к агрессивным средам, в том числе и к окружающей среде (материал длительное время сохраняет блеск и прозрачность);
  • достаточная жесткость материала (облегчает процесс упаковки за счет ровного обрезания пленки независимо от эффективности ножа);
  • достаточная упругость материала (для возвращения пленки в первоначальное состояние в случае дополнительного растяжения в процессе транспортировки и реализации продукта).

Палетные стретч-пленки для ручной и машинной упаковки

Данный вид пленок используют в качестве транспортной упаковки. Например, для закрепления готовой продукции на поддонах-палетах путем ротационного обматывания. Благодаря предварительному растяжению пленки перед обмоткой палеты, за счет ее стремления вернуться в исходное состояние возникает «удерживающая» сила, которая обеспечивает устойчивое скрепление груза в процессе транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ. Особенно удобен этот способ при перемещении с помощью автопогрузчика.

Упакованные стретч-пленкой палеты при наличии верхнего упаковочного листа надежно защищены от воздействия природных условий.

Отвечая традиционными для упаковочных материалов требованиями к защите товара, стретч-пленка имеет ряд преимуществ:

  • способность к обратимому растяжению более 300% и высокое стягивающее усилие (надежно скрепляет груз на палете);
  • стойкость к проколу и раздиру (защищает груз от повреждения, загрязнения, расхищения);
  • не требует сложного оборудования при упаковке (минимизирует энергетические затраты);
  • высокая прозрачность (облегчает контроль содержимого палеты);
  • возможность предварительного растяжения (позволяет снизить расход материала);
  • широкий диапазон рабочих температур (делает возможным использование стретч-пленки для упаковки охлажденных и замороженных продуктов);
  • способность слоев пленки при соприкосновении прилипать друг к другу (исключает необходимость в дополнительных средствах фиксации).

Стретч-пленка для упаковки палет изготавливается из линейного ПЭ низкой плотности. Различают пленку для ручной (длина рулона в среднем до 300 м) и машинной упаковки (длина рулона около 1500 м в зависимости от толщины пленки).

Важным параметром стретч-пленки для машинной намотки является растяжение. Например, если пленка обладает линейным растяжением 300%, это означает, что при 300% растяжении пленка шириной 500 мм, толщиной 23 мкм и длиной 1 м растягивается до 4 м, при этом толщина ее уменьшается до 400 мм. За счет этого при машинной упаковке расход пленки снижается не менее чем в два раза по сравнению с ручной.

В зависимости от показателя растяжимости стретч-пленки делятся на три категории (см. табл.) Пленки, входящие в категорию Standart, предназначены для упаковки на полуавтоматических машинах с низкой производительностью труда. Power - категория стретч-пленок, рассчитанных на автоматические упаковщики, то есть вполне приличную производительность. Пленки категории Super предназначены для оборудования с высокой производительностью и потребляются лишь крупнейшими компаниями, то есть рынок их сбыта ограничен. В России спрос на них небольшой. Даже такой гигант как Coca-Cola использует в производстве пленку Power. Поэтому подобный материал предлагают немногие поставщики.

В последние семь лет отмечается ежегодный прирост на 35-40% мирового рынка пленок, используемых в качестве транспортной упаковки.

Потребление стретч-пленки в России

Как уже упоминалось выше, пищевые стретч-пленки применяются главным образом в розничной торговле и на пищевых производствах.

Практически каждый магазин использует стретч-пленку для упаковки развесных товаров (сыр, колбаса), а также хлебобулочных и кондитерских изделий, поступающих от производителя в неупакованном виде. На сегодняшний день это один из наиболее удобных в применении и эстетичных упаковочных материалов.

В продуктовых магазинах Москвы используется главным образом ПЭ стретч-пленка. Одним из немногих потребителей пленки ПВХ среди магазинов оказался супермаркет «Рамстор», использующий ее для упаковки свежего мяса и полуфабрикатов из него на подложках.

Категория стретч-пленок

Категория

Показатель растяжимости

Standart

до 200%

Power

от 200% до 300%

Super

от 300% до 400%

Средний размер рулона пищевой стретч-пленки из ПЭ - 300 мм шириной, 200-300 м длиной и 9-10 мкм толщиной. Вес рулона составляет примерно от 0,5 до 1 кг. Небольшие магазины потребляют среднем 3-5 рулонов за месяц, крупные торговые предприятия - до 10 (рис. 1).

Рис. 1. Структура потребления стретч-пленки магазинами Москвы (доля магазинов с одинаковым объемом потребления в месяц)

В пищевой промышленности (рис. 2) используется, главным образом, стретч-пленка из ПВХ. Существуют несколько видов продуктов, для упаковки которых стретч-пленки используются особенно активно.

Рис. 2. Структура потребления стретч-пленки предприятиями пищевой промышленности (доля предприятий с одинаковыми объемами потребления в месяц)

Хлебобулочные изделия лидируют по применению пищевой стретч-пленки ПВХ. Селективная проницаемость материала позволяет хлебу «дышать» и хорошо сохраняться, а также ускоряет технологический процесс благодаря возможности упаковки горячего хлеба. Сложного оборудования не требуется, что делает этот способ доступным для производства любого масштаба. Объемы потребления стретч-пленки в производстве хлебобулочных изделий колеблются в зависимости от размера предприятия от 1 до 200 рулонов в месяц.

Мясо и мясные полуфабрикаты. Мясокомбинаты, птицефабрики, производители замороженных продуктов, полуфабрикатов из свежего мяса и птицы, фарша, а также пельменей активно используют пленку для оборачивания поддонов. Объемы потребления стретч-пленки достигают 300 рулонов в год, то есть 25 рулонов в месяц.

Кондитерские изделия. Кондитерская отрасль пересекается с хлебобулочной, поскольку стретч-пленка применяется чаще всего для выпечки, печенья, рулетов, пряников, а также восточных сладостей, халвы, мармелада. Эти виды продукции выпускают как кондитерские фабрики, так и хлебокомбинаты.

Фрукты и овощи. В пленку на подложках упаковываются свежие фрукты и овощи, грибы, ягоды, сухофрукты и орехи, правда, в этом секторе рынка стретч-пленка пока менее популярна.

Потребители палетной стретч-пленки

На отечественном рынке стретч - продукт сравнительно новый, поэтому не используется в настоящий момент так широко как на Западе. (В Европе упаковка груза в стретч-пленку зачастую обязательна для производителя и предусмотрена условиями договора). Следуя европейским стандартам упаковки, стретч-пленку широко используют зарубежные производители, находящиеся на территории России, а также экспортеры, чья продукция упаковывается на палетах.

Круг возможных потребителей палетной стретч-пленки чрезвычайно широк. Это может быть предприятие любой отрасли: химической, пищевой, деревообрабатывающей, машиностроительной и т. д., то есть производитель любой продукции, требующей транспортировки и хранения. Причем, пленка может применяться не только в сочетании с палетами-поддонами, поскольку некоторые виды продукции (например, пиломатериалы) обматываются пленкой без использования палет.


(
В начало)

(
На страницу 2)

   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner