Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
 
«Пакет» №3(8), июнь 2001


Статья подготовлена
по материалам, любезно
предоставленным фирмой «Комус»

Клеиться надо грмотно
Факторы, способные повлиять на выбор
самоклеящейся этикетки

Как правильно выбрать самоклеящийся материал? Какие свойства самоклейки необходимо знать, чтобы не ошибиться при выборе? На что влияет та или иная особенность материала или клея на практике? Ответы на эти вопросы, а также рекомендации по выбору материалов Вы найдете в данной статье

Cамоклеящиеся материалы, появившиеся еще в 30-х г.г. теперь уже прошлого столетия, давно перестали быть экзотикой в России. В начале 70-х этикетки на самоклейке стали активно внедряться на мировой рынок и в течение последних двадцати лет их доля в общем потреблении этикеточной продукции превысила 60% рубеж. Пока отечественный рынок «съедает» сравнительно небольшую долю самоклейки, но развитие пищевой, химической, фармацевтической отраслей промышленности постепенно выводит Россию в разряд крупных потребителей. Иностранные производители активно внедряются на российский рынок в надежде занять свою нишу. Однако из множества предложений мирового рынка российские потребители выбрали лишь несколько торговых марок, для перечисления которых с запасом хватит пальцев одной руки. Дело в том, что самоклеящиеся материалы - не просто этикетка, а довольно специфический высокотехнологичный продукт. На рис. 1 показана структура самоклеящегося материала, на примере которого мы и разберем его составляющие, критерии их выбора и значимость в технологическом процессе.

Рис. 1. Структура самоклеящегося материала

Физико-механические характеристики самоклейки

Самоклеящиеся этикетки становятся необходимым атрибутом большинства современных видов упаковки

Существует несколько терминов, знание которых поможет грамотно общаться с поставщиком, заказывая самоклеящийся материал. Понятно, что главное требование, предъявляемое к этикетке - чтобы она хорошо держалась. Но даже у этого свойства есть свои нюансы.

Разъединение - усилие, которое требуется для снятия этикетки (рис. 2). Этот показатель зависит от многих факторов, в частности, от площади самой этикетки.

Рис. 2. Разъединение

Сцепление (рис. 3) означает внутреннюю прочность клея. В этом случае рассматривается усилие, которое требуется для смещения этикетки определенной площади.

Рис. 3. Сцепление

Липкость (рис. 4) - термин, обозначающий усилие, которое требуется для снятия этикетки с поверхности сразу после приклеивания. Учитывая то, что усилие во многом зависит от материала и конфигурации самой поверхности, при определении липкости пользуются понятием стандартной (эталонной) поверхности. Измерения производятся по методу FINAT.

Рис. 4. Липкость

В зависимости от химического состава поверхности имеют различную полярность. На схеме (рис. 5) показано, как меняется адгезия этикетки в зависимости от полярности поверхности, на которую она наклеивается. Однако нужно помнить, что на выбор клея влияют и другие факторы, такие как гладкость поверхности этикетирования, температура этикетирования и среды применения, наличие ультрафиолетового излучения, уровень влажности и др., поэтому окончательные выводы можно сделать лишь после тестирования материала в условиях, близких к реальным условиям эксплуатации этикетки.

Рис. 5. Полярность

Главное - клей

Принципиальным отличием самоклеящейся этикетки от классической «сухой»является клеевой слой, нанесенный на поверхностный материал. В длинной цепочке: производитель сырья - поставщик сырья - полиграфист - фирма-заказчик - конечный потребитель последние два звена всегда будут требовать от первого максимальных клеящих свойств этикетки, так как именно за это заказчик и потребитель платят дополнительные деньги, и эта разница по сравнению с обычной этикеткой достаточно существенна. Вполне справедливо, что вкладывая деньги, заказчики хотят получить надежное подтверждение того, что этикетка, во-первых, отлично приклеится к рабочей поверхности, а во-вторых, будет держаться на ней в течение определенного времени.

Некоторые полиграфисты допускают распространенную ошибку, выбирая сырье для самоклеящейся этикетки по принципу качества поверхностного материала и полагая, что их ответственность закончится на этапе сдачи тиража заказчику. К сожалению (или к счастью), это не так. Известны случаи, когда в результате такого вот «упрощенного» выбора заказчик через определенное время возвращает тиражи по причине несоответствия клеящего слоя этикетки рабочей поверхности, проще говоря, когда этикетка не приклеивается или очень быстро отваливается. В этих случаях претензии конечного потребителя направляются заказчику этикеток, который, в свою очередь, составляет претензию типографии, выбравшей данный материал.

При выборе сырья необходимо ориентироваться на материалы того производителя, ассортимент клеев которого максимально широк. В этом случае продавцу будет проще подобрать оптимальный по составу и подходящий для конкретной продукции клей. Имейте в виду, что если некий малоизвестный производитель будет уверять Вас в том, что его клеи ничем не отличаются от продукции известных марок, то сказанное будет по меньшей мере неверно. Клей - это «ноу-хау» любого авторитетного изготовителя самоклейки, предмет его гордости. Поэтому, говоря о тождественности готовой продукции, вполне логично допустить, что могут быть аналогичны поверхностные материалы. Но не клеи! Именно этим элементом, а также качеством силиконизирования бумаги-основы обусловлена весьма значительная разница по качеству и цене между материалами высокого и низкого классов.

Кроме того, нельзя забывать, что выбор клея напрямую зависит от назначения этикетки. Основными параметрами при выборе клеев служат липкость, сцепление, температура этикетирования, температура применения, максимальная кратковременная пиковая температура и способность к разъединению в зависимости от вида материала рабочей поверхности. Технические характеристики клеев рассмотрим на примере продукции компании «Рафлатак».

Экстраперманентный клей необходим в случаях, когда условия эксплуатации изделия «экстремальны». Он обладает свойствами мгновенного прилипания (липкость - 12 Н) и адгезии и подходит для этикетирования неровных и пористых поверхностей, таких как гофрокартон и структурированные пластики. Стойкость к химическим соединениям позволяет использовать этот клей для этикетирования товаров химической промышленности. Этикетки с таким клеем можно применять в диапазоне температур от-10 до +80°С, а максимальная кратковременная пиковая температура составляет 120°С. Показатель разъединения с гофрокартоном составляет 4 Н, а с полиэтиленом 7 Н.

Съемный клей подходит для этикеток, которые могут быть удалены после покупки товара, например, этикеток на посуде. Следует иметь в виду, что степень съемности зависит и от типа рабочей поверхности. Например, сложнее удалить этикетки с поверхностей, подвергающихся воздействию ультрафиолетовых лучей, а этикетки с неровных поверхностей удаляются проще. Различают съемные клеи для натуральных и синтетических материалов. Липкость съемных клеев составляет 3-4 Н, а температура этикетирования различная: например, для клея easycut, обеспечивающего очень хорошие свойства при листорезке и вырубке, рекомендуется температура от -10°С, в то время как съемный клей для синтетических материалов лучше наносится при температуре от +5°С. Диапазон применения easycut от 30 до +70°С, а клея для синтетики - от 10 до +80°С.

Смываемый клей чаще всего применяется при изготовлении самоклеящихся этикеток на оборотную тару. Этикетки легко удаляются в щелочных растворах или просто в горячей воде, не оставляя следов клея. Правда, практика их применения для алкогольных и безалкогольных напитков пока не распространена в России. Липкость смываемого клея довольно высока (10 Н), температура этикетирования составляет +5°С, а рабочий диапазон температур для него от -20 до +80°С.


(
В начало)

(
На страницу 2)

   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner