Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
 
«Пакет« №1 (1), декабрь 1999



(
На страницу 1)

Полимерная упаковка

Наиболее распространенным полимерным упаковочным материалом на рынке молочной упаковки является полиэтилен. «Полиэтиленовый пакет» по потребительским предпочтениям уступает картонной упаковке, но тем не менее широко используется в России для розлива молока, жидких молочнокислых и пастообразных продуктов. В последние годы упаковка в рукавную пленку снова отвоевывает позиции на рынке. Подавляющее число потребителей покупает продукты в этой упаковке из-за более низкой цены или при отсутствии выбора упаковок другого типа — эта тенденция значительно усилилась после финансового кризиса в августе 1998 г. Ориентируясь на эту потребность, многие предприятия увеличили во второй половине 1998 г. и в 1999 г. объемы розлива в пленочные пакеты.

Пластиковые бутылки предназначены
для розлива жидких молочных продуктов

Эта упаковка составляет почти 38% от всего объема фасуемых молочных продуктов. К недостаткам такой упаковки следует отнести ее низкую прочность (как отмечают представители молочных заводов и торговли, для нее характерен наиболее высокий процент потерь молочных продуктов при транспортировке и продажах), малый срок хранения продукта. Как правило, в эту упаковку фасуют молочные продукты малые и средние молокозаводы районного масштаба для местных продаж и быстрого потребления.

Пластиковая упаковка не только удобна
и экологична, но и недорога

При выборе полимерного материала для упаковки молочной продукции широкого ассортимента необходимо помнить о том, что полиэтилен не обладает достаточной жиростойкостью: он набухает в жирах, изменяет свои свойства, в результате чего имеется возможность перехода окисленных фракций с низкой молекулярной массой в продукт. Наиболее перспективным материалом, удовлетворяющим всем требованиям, предъявляемым к тароупаковочным материалам, является полипропилен (ПП).

В последние годы объемы использования
пластиковой тары в России резко возросли

В последние годы объемы использования пластиковой тары в России резко возросли. Этот рост идет в трех направлениях:

  • упаковка пастообразных продуктов (йогуртов, сметаны, творога и др.) К ней относятся евростаканчики и коробочки с различными типами крышек;
  • увеличение доли упаковки молочной продукции в рукавную пленку;
  • использование термораздувных пластиковых бутылок и банок, изготавливаемых, в основном, из полиэтилена высокой плотности (ПЭВП) и полипропилена (ПП) по технологии, специально разработанной для розлива молока, жидких и пастообразных молочных продуктов.

В пленку очень часто упаковывают майонез

В последние годы по ряду объективных причин наблюдается стабильное увеличение использования упаковки из рукавной пленки (пакеты, тубы). Среди этих причин — новые требования к упаковке с точки зрения охраны окружающей среды (высокая масса упаковки обуславливает увеличение объемов отходов), значительно возросшие сроки хранения молока и молочной продукции в упаковке из рукавной пленки благодаря новым комбинациям исходного полимерного сырья, снижение цен на продукцию в этой упаковке примерно на 20%.

Упаковка пастообразных товаров (йогуртов, сметаны, творога и др.)
в евростаканчики и коробочки с различными типами крышек

Современная соэкструдированная молочная пленка, используемая для изготовления пакета, обычно состоит из трех слоев на основе смесей полиэтиленов: наружного (с добавлением белого красителя), среднего (обычно черного цвета для защиты от УФ-излучения) и внутреннего термосвариваемого. Такая структура обеспечивает высокую механическую прочность, не пропускает свет и хорошо герметизируется. На российском рынке по-прежнему представлена двухслойная пленка аналогичного состава. В последние годы появились многослойные материалы, позволяющие осуществлять качественную сварку пакетов, даже через «загрязнения» пленки продуктом; такой эффект достигается за счет модификации термосвариваемого слоя линейным полимером.

Эффективность использования пластика по сравнению с другими материалами

Устойчивая тенденция увеличения объема потребления пластиковой тары на западном рынке заставляет ведущие компании производителей картонной тары в России начать переориентацию на производство пластиковых выдувных бутылок. Эту переориентацию уже начала компания TETRA РАК — ведущий производитель картонных пакетов для молока в мире.

Структура российского производства молока и молочных продуктов (в натуральном весе) за 1997 г. по основным видам тары, применяемой для их расфасовки (по натуральным показателям, %). Слева — произведенная молочная продукция. Справа — расфасованная молочная продукция

По разнообразию и функциональному назначению выдувная тара удовлетворяет практически любым требованиям потребителя: она отличается удобством, эстетичностью, стабильностью размеров, небольшой массой, водо-, паро- и газонепроницаемостью, сравнительно низкой стоимостью. Укупоривать выдувную тару можно с использованием всех способов герметизации (завинчиванием, термосвариванием, «нахлобучкой»).

Пластиковые бутылки для жидких молочных продуктов появились в России сравнительно недавно. Одной из первых их стала поставлять французская компания Danon — известный в мире производитель йогуртов и молочных продуктов. В качестве тары для кефира Danon использует однослойную пластиковую бутылку из ПЭВП (полиэтилен высокой плотности) нескольких типоразмеров. В последнее время на рынке появились пластиковые банки емкостью 0,5 л для фасовки сметаны, творога, других продуктов.

Экономическую целесообразность производства пластиковой упаковки подтверждает оценка их стоимости по сравнению с картонным пакетом (табл.2).

Вид упаковки
Доля упа ковки
в массе упаковывамой
продукции, %
Масса
упаковки, г
Относительная
стоимость
упаковки
Соэтрудированная
трехслойная пленка
0,7
7
1
Пластиковая бутылка
1,6
16
5
Картонный пакет
3
30
7-8
Стеклянная бутылка
38
380
10

Табл. 2. Сравнение различных видов упаковки для свежего молока (1 л продукта)

Для упаковки сухих, сыпучих, порошкообразных молочных продуктов, включая детское и диетическое питание, обычно применяют комбинированные материалы на основе фольги с внутренним термосвариваемым слоем из полиэтилена и его смесей в сочетании с бумагой или картоном, в том числе упаковка типа «пакет в коробке». В последние годы вместо фольги в качестве барьерного слоя используют тонкие слои металлов, их сплавов, оксидов и нитридов, наносимые на полимерную пленку методом магнетронного напыления. Металлизированные пленочные материалы, получаемые по этой технологии, характеризуются высокими барьерными свойствами, повышенными адгезионными показателями, работоспособностью в условиях автоклавной стерилизации в водной среде, привлекательным внешним видом, неординарной цветовой гаммой и др.

Приведенный краткий обзор материалов, используемых для упаковки молока и молочной продукции на российском рынке, свидетельствует о необходимости тщательного (квалифицированного) выбора типа упаковочного материала. При выборе следует учитывать не только экономические и технические преимущества того или иного материала, но и экологические аспекты применения упаковки: возможность ее утилизации после окончания срока использования, а также отсутствие биохимического взаимодействия с продуктом питания.


(
На страницу 1)

(
В начало)

   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner