Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
 
«Пакет« №1 (1), декабрь 1999


Татьяна Иванова,
к.т.н., зав. проблемной лабораторией полимеров
Московского госуниверситета прикладной биотехнологии

Упаковка молочных продуктов

Молоко — продукт нежный и скоропортящийся. Молочные продукты входят во всевозможные диеты и детское питание. Поэтому качество упаковки здесь особенно важно: от него зависит здоровье будущего поколения. Кроме того, от способа упаковки в большой мере зависит сохранность молочных продуктов.

Каким критериям должна отвечать тара для молока, кефира, сметаны, йогурта и других пищевых продуктов?

Какие виды и способы упаковки перспективны с точки зрения экономики и экологии?

Какие из них — дань моде, а какие прочно займут свое место в нашей жизни?

На эти и другие вопросы читатель найдет ответ в серии статей. Предлагаем Вашему вниманию первую из них.

Во что только
не упаковывают молочные продукты!

Для упаковки молока и молочных продуктов в последнее время используют тару, изготавливаемую из различных материалов: стекла, металла, полимеров, а также из их комбинаций как между собой, так и с бумагой или картоном. Причем в рейтинге потребительских предпочтений тех или иных видов упаковки наблюдается быстрая смена позиций.

Металлы

При производстве тары для молочных продуктов широко используются металлы. На протяжении многих лет в развитых зарубежных странах тара из белой жести для расфасовки пищевых продуктов длительного хранения занимала первое место среди всех видов упаковки. Отличительными свойствами металлической тары являются высокая механическая прочность (особенно на сжатие), ударостойкость, устойчивость к воздействию внутреннего давления, хорошая сохраняемость многих продуктов. Металлическая упаковка надежно предохраняет содержимое от воздействия света, газов, воздуха, воды и других агрессивных факторов окружающей среды. Белая жесть — прекрасный материал для печати и лакирования.

Металлическая тара надежно предохраняет содержимое
от различного рода воздействий

В связи с тем, что себестоимость производства олова, используемого для горячего лужения жести, постоянно возрастает, белую жесть заменяют другими видами жести без покрытия оловом. Одним из основных направлений замены белой жести является широкое применение алюминия и его сплавов (преимущественно с магнием и марганцем для повышения прочности). Высокие темпы роста производства алюминия, разнообразие видов тары и упаковки определяется рядом свойств, делающим этот металл незаменимым:

  • плотность алюминия почти в три раза меньше плотности жести*;
  • прекрасная формуемость, пластичность и хорошая термостойкость;
  • водо-, паро-, газо-, аромато- и жиронепроницаемость;
  • микробиологическая устойчивость;
  • высокая светоотражательная способность;
  • возможность комбинирования с другими материалами.

Однако при использовании металлической тары для упаковки продуктов питания следует помнить о возможности миграции ионов металла в контактирующий продукт и, следовательно, в организм человека. Ионы металлов (олова, алюминия, меди, свинца и др.) представляют серьезную опасность для здоровья вследствие их способности накапливаться в определенных органах людей и животных, приводя к различного рода заболеваниям.

Стекло

Стекло химически инертно, препятствует проникновению газов, жидкостей и сырости, устойчиво к действию химических агентов, прозрачно, легко перерабатывается и формуется. Важнейшим преимуществом стекла является его гигиеничность. Из стекла не переходят в пищевой продукт вредные вещества, оно не придает продуктам питания постороннего запаха и вкуса. Основными недостатками стекла являются его большая плотность и хрупкость, что приводит к увеличению транспортных расходов при перевозках и потерям пищевых продуктов. Вследствие этого цены на готовую продукцию, расфасованную в стеклянную тару, существенно увеличиваются. В настоящее время интенсивно ведутся работы по уменьшению массы стеклотары и улучшению ее механических свойств за счет обработки поверхности различными веществами, нанесением покрытий на основе полимеров. Кроме того, относительно высокая стоимость стеклянной тары предполагает организацию системы ее многократного использования.

Несмотря на массу достоинств, стеклянные бутылки
уступают свои позиции другим видам тары

По этим причинам магазины неохотно торгуют молоком в стеклянных бутылках. В то же время упаковка из стекла продолжает использоваться в регионах со слаборазвитой экономикой и низкой степенью межрегиональной интеграции. В результате сегодня в стеклянную тару упаковывается 4,7% от общего объема фасованной жидкой молочной продукции, и этот вид упаковки быстро уступает свои позиции картонным пакетам и пластиковой таре.

Бумажная тара

Упаковочные материалы, используемые для изготовления тары, должны обладать водо-, паро-, аромато-, жиро- и газонепроницаемостью. Бумажная тара такими качествами не обладает. Эти свойства бумажные материалы приобретают либо в технологическом процессе их производства за счет соответствующего размола волокнистых материалов, проклейки и добавки в массу синтетических смол, либо за счет специальной обработки уже готовых бумажных материалов и соединения их с полимерами и металлом, в результате чего получаются новые комбинированные материалы.

В последнее время все чаще используются комбинированные упаковочные материалы

Картонная упаковка

Преобладающие позиции на российском рынке жидких и пастообразных молочных продуктов занимает современная картонная упаковка типа «тетра-брик», «тетра-брик-асептик», «тетра-рекс», «пюр-пак-асептик» и «пюр-пак», в которую упаковывается почти 54% фасуемых жидких молочных продуктов. Наличие в их составе слоя бумаги или картона обеспечивает комплекс потребительских и физико-механических свойств, а фольгированный слой (алюминия) сводит к минимуму воздействие кислорода, УФ-излучения и экотоксикантов на пищевой продукт. По мнению работников торговли, эта тара пользуется большим покупательским спросом, чем стеклянные бутылки или пленочные пакеты. Основные конкурентные преимущества этой упаковки состоят в том, что для потребителя она более удобна и практична, надежна в транспортировке, обеспечивает более длительный срок хранения продукта за счет пастеризации или стерилизации молока, экологически чиста, не нуждается в возврате и более эстетична (часто высокое качество упаковки ассоциируется у покупателя с высоким качеством молочного продукта). Торговля отдает предпочтение этой упаковке еще и потому, что картонная упаковка имеет высокую прочность в отличие от полиэтиленовых пакетов и позволяет более эффективно использовать складские помещения и оптимизировать логистику сбыта.

Упаковка «пакет в коробке» активно используется для
порошкообразных молочных продуктов

Использование асептического розлива в пакеты «тетра-брик-асептик» увеличивает срок хранения молочных продуктов до девяти месяцев, что позволяет поставлять эти продукты по заказам региональных торговых организаций и существенно увеличить объем их производства и «географию» реализации. Крупные молокозаводы, имеющие дополнительные резервы и расположенные, как правило, в областных и районных центрах, переходят на асептический розлив молочных продуктов с целью существенного увеличения объемов производства и захвата неосвоенных региональных рынков.

Анализ тенденций применения упаковок и за рубежом, и в России указывает на стабильное возрастание объемов использования полимерных материалов для упаковки пищевой продукции. Так, в Швейцарии — одной из наиболее консервативных стран мира — до 1990 г. питьевое молоко упаковывалось только в картонные емкости, а в 1993 г. уже более трети производимого молока продавалось в термоформованных бутылках. Прогнозируется и дальнейшее увеличение потребности пищевой промышленности и торговли в пластмассовых тарных емкостях. При этом по прогнозам фирмы The Freedonia Group (США) в ближайшие годы потребность в стеклянных, металлических и бумаго-картонных упаковках будет ежегодно увеличивать в среднем на 1–2%, в то время как потребность в пластмассовых емкостях будет расти в среднем на 4% (табл.1).

Материал
Доля, %
Ежегодный прирост
потребления, %
Объем производства,
млрд. штук (1998 г.)
Бумага, картон
40-50
1,3
13,0
Пластмассы
30-40
4,0
37,5
Металл
10-15
1,2
27,9
Стекло
5-10
1,8
17,0
Прочие материалы
<1-2
-0,4
4,7

Табл. 1. Прогноз потребности в упаковочных материалах
(по данным Freedonia Group, USA)

Опережающие темпы роста применения полимерных тароупаковочных средств (по сравнению с другими видами упаковочных материалов) обусловлены уникальным комплексом свойств синтетических и природных полимеров и изделий из них, включая практически неограниченные возможности модифицирования полимерной матрицы.


* Плотность: алюминия — 2,7 г/см3, жести — 7,9 г/см3.


(
В начало)

(
На страницу 2)

   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner