Событие
Все по-честному, или Как победить в «Мэтре Полиграфии»?
Организаторы «Мэтра Полиграфии», ставшего уже традиционным, объявили о начале приема работ на конкурс 2006 г. Мы подумали, что сейчас - самое время рассказать, как проходит судейство и на что нужно обратить внимание тем, кто готовит или подбирает работы для участия в конкурсе.

В прошлом году после объявления результатов конкурса некоторые участники интересовались, почему одна работа удостоена наград, а другая, казалось бы, ничуть не хуже - нет. Звучали и просьбы к членам жюри пояснить, как нужно готовить работы, чтобы они были оценены по достоинству. И хотя жюри не обязано пояснять свое решение, тем не менее, этот материал призван снять часть вопросов о методах судейства и способах определения победителей.

Судейская бригада

Для того, чтобы как можно более объективно и всесторонне оценить представленные работы, в жюри приглашаются авторитетные специалисты разных областей нашей отрасли. Здесь и полиграфисты-технологи, и художники-дизайнеры, и руководители типографий, и представители рекламных агентств и отраслевой прессы. В конце-концов, любая полиграфическая продукция - товар, который должен обладать определенными потребительскими характеристиками: привлекательный внешний вид, соблюдение определенных технических требований, позиционирование продукции, качество исполнения, заложенная в работу идея. Конечно, концепция конкурса - оценить в первую очередь именно полиграфическое исполнение печатной продукции, но сделать это отдельно от всего остального невозможно. Так что для победы в конкурсе немаловажны и другие составляющие, производящие в конечном итоге общее впечатление от работы. Вот почему в жюри приглашаются люди разных (но все-таки связанных с полиграфией) специальностей.

Всего в жюри конкурса входит довольно много специалистов, в 2005 г. их было 15. Именно это и позволяет избавиться от субъективизма, детально, с разных точек зрения, рассмотреть каждую работу. Такой подход гарантирует «заслуженность награды». Если уж столько разных людей пришли к единому мнению, то, по всей видимости, отмеченная работа - действительно достойный победитель.

Правила судейства

Судейство проводится по номинациям. Организаторы конкурса втайне от жюри готовят работы к просмотру в специальной комнате. Все работы имеют только номер: никто из членов жюри не знает, какая типография за каким номером скрывается. Конечно, в ряде случаев (например, в журнале) производитель указан в выходных сведениях, но это уже не скроешь.

Задача судей на первом этапе - из всего многообразия отобрать несколько работ, на их взгляд наиболее достойных победить в данной номинации. Составленный список отдается организаторам, и те подсчитывают число баллов, набранных тем или иным претендентом на победу. В каждой номинации жюри заранее оговаривает число баллов, по которому произойдет отбор в «шорт-лист». Работы-претенденты, набравшие больше оговоренного числа баллов, вновь выставляются в специальной комнате. И все повторяется: каждый образец внимательно исследуется, после чего выбирается победитель. Если явных лидеров нет, то жюри принимает решение о постепенном исключении тех или иных работ из претендентов на победу, а по оставшимся проводится голосование. Иногда победу присуждают с перевесом всего в один голос.

Голоса всех членов жюри равнозначны, независимо от их специализации. А это значит, что в конкурсе одинаково важны и внешний вид работы, и культура исполнения, и качество полиграфического воспроизведения, и соответствие с заявленной номинации. Кстати, бывает и так, что жюри снимает с конкурса некоторые работы, в том числе и хорошо выполненные, только за то, что они не соответствуют сути номинации. Например, в прошлом году были дисквалифицированы два очень достойных корпоративных каталога - все потому, что их заявили в номинацию «Периодическое издание (офсет, КБС)». Формально, издания было склеены клеевым способом, содержали много страниц и даже периодически переиздавались. Но фактически это были представительские буклеты крупных компаний, а не периодические издания, зарегистрированные соответствующим образом и выходящие по графику. Может быть, с точки зрения технологий, здесь все похоже, однако производство корпоративного буклета и периодического издания имеет различия в организации, подходе и финансировании.
По этой причине эти конкурсные работы и были сняты.

Надо сказать, к судейству некоторых «специализированных» номинаций подключаются профессионалы из этих областей. Иногда им даже приходится объяснять другим членам жюри какие-то нюансы, чтобы те могли разобраться в малознакомом для них вопросе. Так, в прошлом году номинацию «Этикетка «Кондитерские изделия» помогал судить главный художник из компании «Объединенные кондитеры».

Советы на будущее

Если вы собираетесь в этом году выставлять работы на конкурс и надеетесь на победу, рекомендуем обратить внимание на несколько важных моментов. Учитывая, что работа оценивается разными людьми, разных профессий, разных взглядов (проще говоря, «и физиками, и лириками»), нужно выбирать образцы таким образом, чтобы они, по возможности, могли удовлетворить требования всех членов жюри.

  • Образцы должны быть безупречны с точки зрения полиграфического исполнения, причем не только печати, но и любых используемых видов брошюровки или отделки.

  • Перед отправлением образец надо внимательно критично осмотреть. Так бывает, что в хорошо выполненном тираже случайно попадается один экземпляр со случайным дефектом и именно он может оказаться на столе у жюри. Будет обидно.

  • Необходимо позаботиться о том, чтобы при транспортировке образец не повредился. Возникшие в пути дефекты будут зачтены как дефекты самой работы.

  • Представленные образцы должны строго соответствовать заявленной номинации, эксперименты здесь неуместны. Корпоративный буклет-книга или упаковка в виде детской игрушки могут не впечатлить судей (как это может быть задумано), и ваши творческие изыски не будут оценены по достоинству. Иногда жюри обращает внимание и на такие потребительские характеристики товара, как удобство пользования, легкость транспортировки и хранения и многое другое. Это тоже нужно учитывать. В типовой номинации лучше заявлять типовые изделия. И наоборот, в творческих номинациях (например, «Корпоративный буклет/брошюра о типографии») лучше заявлять что-то творческое и неординарное.

  • Дизайн изделия и его эстетическое восприятие должны быть на высоком уровне, иначе у работы немного шансов на победу. Конечно, учесть все пристрастия жюри невозможно, но все же нужно очень тщательно подбирать конкурсную работу.

  • Не имеет смысла заявлять на конкурс очень много образцов в одной номинации. Больше - не значит лучше. Жюри может просто «закопаться» в большом количестве работ от одного конкурсанта и на достойную не обратит должного внимания. Лучше заранее выбрать несколько наиболее достойных, на ваш взгляд, образцов.

Конечно, все перечисленное - лишь советы. Следовать им или нет - решать вам. Точного рецепта, как победить в конкурсе, не существует. Можно лишь гарантировать, что все присланные работы будут самым пристальным образом рассмотрены, самые достойные - отмечены. А вот изготовить этих «самых достойных» - задача участников конкурса. Удачи!

«Анонимность работ и гласность жюри»

РАЧКОВ
Сергей Васильевич,
председатель жюри
конкурса«Мэтр Полиграфии»

Стаж в полиграфии 50 лет (исполняется в этом году), из них 15 лет работы в типографии «Известия» (производственный отдел) и 25 лет - в типографии Управления делами Совета Министров (директор). В настоящее время руководит небольшой собственной типографией «ТрансМедиа»
Надо сказать, что когда мне предложили принять участие в жюри конкурса «Мэтр Полиграфии», я согласился сразу. Считаю, что появление в России национального полиграфического конкурса - явление своевременное. Это должно существенным образом повлиять на качество полиграфических услуг в нашей стране. На первом же собрании жюри меня выбрали председателем. Вообще участие в жюри такого конкурса очень почетно, это, так сказать, признание заслуг перед отраслью.

Что касается состава жюри, хотя я и технарь и всю жизнь занимался непосредственно полиграфией, все-таки считаю правильным решением пригласить в жюри людей разных профессий: и издателей, и рекламщиков, и полиграфистов. И хотя формально это конкурс качества полиграфического исполнения, тем не менее важно оценивать работы с разных сторон: дизайн, целостность замысла, изящество исполнения и т. д. Полиграфия всегда была на стыке производства и искусства, здесь без «душевной» составляющей никак нельзя.

Если говорить о прошлогоднем конкурсе, то присланные образцы оставили двойственное впечатление, наряду с очень качественно сделанными работами были и довольно посредственные, которые, как мне кажется, на такой конкурс не имело смысла заявлять. Я бы разделил всех участников на три группы:

  • те, кто специально готовился к конкурсу: внимательно изготавливали и тщательно отбирали образцы;

  • те, кто готовился к конкурсу, но без четкого понимания, что такое качественная полиграфическая продукция;

  • те, кто отправил на конкурс первые попавшиеся под руку образцы.

Могу сказать, что все это видно сразу, и на первом же этапе отбора работы второй и третьей группы из дальнейшей борьбы в конкурсе выбывают.

Что касается судейства, то оно организовано очень удачно. На мой взгляд, у используемой методики два больших достоинства: анонимность работ - жюри не знает, чьи работы они обсуждают (правда, иногда это указано в выходных данных, если, например, это журнал, но этого избежать нельзя), и гласность жюри - голосование открытое, все видят, кто за какую работу голосует. Открытое голосование является еще и гарантией непредвзятости результатов. Более того, выделяется специальное время на обсуждение, особенно тех работ, которые претендуют на награды. Иногда в процессе обсуждения того или иного образца он открывается с неожиданных сторон, вплоть до того, что члены жюри меняют свое мнение.

Мне кажется, что сочетание грамотно подобранного состава жюри и правильной методики судейства дает действительно надежный результат. Случайно победить в этом конкурсе нельзя. И тем почетнее эта награда. А мне, как члену жюри, важно еще и то, что я спокойно могу поставить подпись в протоколе заседания. Результаты того заслуживают.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»