Событие
Drupa 2004 - центр идей и технологий. Часть 1


Руководители drupa (слева направо): Вернер Дорншайдт,
председатель правления «Мессе Дюссельдорф», Альбрехт
Больца-Шюнеманн, президент drupa и председатель
правления концерна KBA, Мануэль Матаре,
директор выставки drupa 2004
В конце января с. г. в Дюссельдорфе (Германия) прошла International Media Conference - международная пресс-конференция для полиграфических СМИ. Посвящена она была, как можно догадаться по месту проведения, крупнейшей полиграфической выставке drupa, которая в этом году откроется 6 мая. Организаторы провели конференцию за несколько месяцев до мероприятия, чтобы заранее подготовить общественное мнение к этому важному событию. Надо сказать, что такие пресс-конференции проводятся перед каждой крупной выставкой, но именно в этом году впервые на нее были приглашены редакторы издательства «Курсив».

На наш взгляд, главная цель этой пресс-конференции - рассказать журналистам о состоянии современного полиграфического рынка и направлениях его развития, о том, как та или иная компания реагирует на сформировавшиеся тенденции, какие продукты она в связи с этим разрабатывает и собирается показать на выставке.

Собственно, в этом отчете мы и попытаемся немного обобщить и выделить те тенденции современной полиграфии, которые существенным образом влияют на развитие рынка оборудования, материалов и услуг в полиграфии. Добавим, что речь, в основном, пойдет о ситуации в Европе, поскольку большинство компаний, принявших участие в конференции, - европейские (или их европейские отделения), да и выставка проходит в Европе и во многом на нее ориентирована.

Общие впечатления

Практически все участники пресс-конференции прямо или косвенно подтверждают спад в экономике развитых стран, который напрямую влияет и на полиграфическую отрасль. Существенно снизилась покупательная способность большинства компаний, а те, кто и готов что-то покупать, очень придирчиво выбирают и требуют чего-то особенного. Так возникло несколько ярко выраженных тенденций современной полиграфии, о которых и хочется вкратце рассказать.


Организаторы выставки обещают, что drupa в этом
году, как всегда, станет революционным событием

Первое и самое главное - это отмечают абсолютно все докладчики - изменилось поведение потребителей на рынке. Заказчик уже не покупает оборудование или материалы, он хочет приобрести то, что позволит ему сразу зарабатывать деньги. А следовательно, клиенту нужно предлагать, по сути, готовый бизнес или хотя бы какую-то его часть. Этим и озабочены маркетологи всех ведущих полиграфических компаний.

В нескольких докладах звучала мысль, что компании будут демонстрировать на выставке что-то вроде «центра идей», показывающего вполне конкретные применения оборудования и технологий, которые могут позволить заказчикам либо выйти на новый вид бизнеса, либо радикально усовершествовать существующий.

Второе, что отмечали многие выступающие - заказчик больше не хочет тратить время на отладку технологий, подбор наилучшим образом подходящих расходных материалов, согласования различных этапов, сопряжения разных видов оборудования и т. д. Подразумевается, что за него это должен сделать поставщик, и именно он будет нести ответственность за работоспособность всего комплекса в целом. Так возникают различные альянсы, объединения, широкомасштабные приобретения компаний. Например, производители пластин для CtP-систем хотят сами, от своего имени поставлять и экспонирующие устройства.

Еще одна тенденция - появление различных технических и технологических средств, позволяющих увеличить производительность (за то же время изготавливать больше продукции) или, наоборот, добавляющих устройству возможности, которые могут радикально снизить издержки.

На пресс-конференции отметили появление большого количества новых и развитие существующих средств управления рабочими потоками и систем управления предприятиями. Считается, что они могут поднять производительность системы, существенно снизить вероятность ошибок. Более того, подобные системы позволяют выполнять функции взаимодействия с клиентом, что, в свою очередь, также увеличивает доход от бизнеса. Есть еще одно обстоятельство, которое, по сути, вынуждает многие типографии переходить на автоматизированные системы управления производством: это фактор времени изготовления заказа. Сразу в нескольких докладах было сказано, что по проведенным в Америке исследованиям через два года до 40% всех полиграфических заказов будут изготавливаться со сроком «завтра» или «послезавтра». Причем, заказы будут небольшие, но могут периодически повторятся с некоторыми изменениями.

В Европе ситуация не столь критична, как в Америке, но и здесь наблюдается эта тенденция. В связи с чем возникает серьезная проблема с управлением и отслеживанием большого количества мелких заказов: справиться с ними без применения специальных систем человеку уже будет сложно.

Другой существенный фактор, влияющий на полиграфию, - повсеместное распространение цифровой фотографии. В ближайшее время, по оценкам экспертов, до 80% всех изображений для полиграфии будет подготовлено с использованием цифровых камер. А значит, необходимо отладить работу по получению качественных изображений с них. Ранее полиграфия работала в основном с изображениями, отсканированными на профессиональных средствах непосредственно в CMYK. И в дальнейшем, если и делались преобразования и редактирование, то незначительные и непосредственно со CMYK-файлом. Это устраивало всех до тех пор, пока не появилось множество изображений в формате RGB (с тех самых цифровых камер) и не распространились способы печати с повышенным цветовым охватом (Hexachrome, HiFi-color, Aniva и т. д.), для которых широты диапазона CMYK недостаточно. В итоге возникла необходимость вести всю работу с изображением в RGB, и прямо из него преобразовывать картинки в стандарт того или иного способа печати. Так были созданы RGB-workflow. На выставке несколько компаний обещает показать их в действии.

Ну и, пожалуй, последняя очевидная тенденция даже переросла в неофициальный слоган выставки: dru-pa 2004 - JDF drupa. Очень много внимания будет уделено автоматизации производства на основе JDF (Job Definition Format) - универсального формата описания заказа, понятного всем видам оборудования, которое участвует в производстве.

Похоже, что drupa 2004 обещает быть и интересной, и в какой-то степени революционной, как это всегда и было с такими крупными выставками.

Конкретные мнения

Теперь попытаемся изложить ту информацию, которая была представлена докладчиками от различных компаний. Интересно, что в ряде случаев мнения несколько противоречат друг другу, но это придает определенную интригу будущей выставке. Как в любой конкурентной борьбе, мало кто может заранее сказать, кто окажется в выигрыше. В этом номере журнала мы публикуем мнение организаторов drupa - компании «Мессе Дюссельдорф». Информацию об остальных докаладах мы опубликуем в следующем номере («Курсив» №2–04) поближе к самой выставке.

«Мессе Дюссельдорф» (организатор выставки drupa)

На фоне общего спада в индустрии Европы организаторы были серьезно озабочены тем, что выставка может оказаться не такой удачной, как предыдущие. Опасались, что многие компании или откажутся от участия совсем, или возьмут существенно меньшие выставочные площади. Особенно это касалось экспонентов, находящихся вне еврозоны. Укрепившаяся валюта Евро автоматически увеличила стоимость участия в выставке более чем на 25%.

Однако негативные прогнозы не оправдались - площадь, занятая экспонентами, будет даже больше (хотя и не намного), чем в очень успешном для выставки 2000 г. Могло бы быть и больше, просто не хватило площадей. На момент проведения пресс-конференции на листе ожидания находилось около 200 компаний. Эта ситуация делает выставку drupa схожей с Олимпийскими играми. Отношение многих компаний к ней примерно такое: если хочешь быть «в игре» на полиграфическом рынке, то ты обязан быть на drupa. Причем должен быть и тот, кто продает (в качестве экспонента), и тот, кто покупает (в качестве посетителя). Председатель правления «Мессе Дюссельдорф» Вернер Дорншайдт считает, что, «если этого нет на drupa, значит, этого вообще не существует» (естественно, имеется в виду все, что относится к полиграфии).

Организаторы выставки постоянно ищут различные способы, чтобы сделать выставку как можно более представительной и интересной. Так, в этом году будет работать несколько так называемых парков, то есть объединенных в одном месте групп экспонентов, демонстрирующих решения в определенной области. В первую очередь следует сказать о «парке инноваций» - это что-то вроде «копилки полезных идей» и приложений, связанных с программным обеспечением, работой с документами, цифровой фотографией и т. д. Для формирования этой части экспозиции были привлечены многие общественные объединения и ассоциации. Упомянем также «JDF-парк», где будут демонстрироваться несколько решений, связанных с управлением рабочими потоками на базе стандартов JDF и CIP4. А для проведения конкурсов на звание лучшего экспоната выставки и «обзорных тематических экскурсий» приглашены профессиональные СМИ. В общем, делается все, чтобы привлечь к выставке максимум внимания экспонентов, посетителей и прессы.

В своем докладе президент drupa 2004 Альбрехт Больца-Шюнеманн (он же президент концерна KBA) также проводил параллели с Олимпийскими играми. По его мнению, в настоящее время все продукты, предназначенные для полиграфии, разрабатываются под олимпийским девизом citius, altius, fortius, который в данном случае переводится как «изящнее, быстрее, доступнее». Всего этого требуют сегодня заказчики. Полиграфическая продукция становится все более привлекательной и красивой, при этом клиент хочет получать ее как можно быстрее и по доступной цене. Разработчикам полиграфического оборудования и материалов, по мнению А. Больца-Шюнеманна, ничего не остается, как учитывать эти требования «клиентов своих клиентов». И все для того, чтобы оставаться «в игре».

Как обещает руководство выставки, в мае нас ждут самые разные и интересные новинки.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»