на главную
о журнале
архив номеров
старый архив
подписка
содержание
поиск по сайту
наш адрес

Курсив №3
июнь, 2003

Некоторые статьи из журнала Курсив №3-2003
М. Лосев Кто считает лучше?
(При смене калькулятора сумма может измениться)
Влияние РИПов на качество оттиска цифровой печатной машины
авторам реклама перепечатка  english version
Бюро проверки
Кто считает лучше?
(При смене калькулятора сумма может измениться)

Влияние РИПа на качество оттиска цифровой печатной машины


В своих дискуссиях маркетологи часто говорят о достоинствах и недостатках тех или иных цифровых печатных машин, но редко упоминают растровый процессор, хотя он и является неотъемлимой частью этих самых машин. Автор данной статьи пытается разобраться, влияет ли растровый процессор на результат печати и надо ли покупать дорогой контроллер или можно достичь сходного качества и с недорогим РИПом .


Михаил ЛОСЕВ,
технолог фирмы
«Академпринт»

Цифровая печать в нашей стране, несмотря на самые разные прогнозы, развивается и довольно успешно. Естественно, тотального вытеснения традиционной полиграфики не происходит, но появляется, тем не менее, много цифровых печатающих устройств, причем, не только в Москве, но и регионах страны. И если к выбору печатной машины люди подходят с большой скурпулезностью, то вопрос, какой растровый процессор с ней использовать, им кажется не таким уж значительным.

Однако есть вопросы, на которые было бы полезно ответить прежде, чем приобрести растровый процессор (РИП). Например, зависит ли качество отпечатка на цифровой печатной машине от параметров растрового процессора, и если зависит, то можно ли на него как-то повлиять? Ведь для одной и той же ЦПМ на рынке предлагается несколько моделей РИПов, которые различаются, в том числе, и по цене - подчас в несколько раз. Есть ли разница между ними, и стоит ли покупать дорогой процессор, когда может оказаться, что и недорогой РИП обеспечит сходное качество печати?

Мы будем говорить о растровом процессоре для цифровой печатной машины Xerox DocuColor 12 (DC12). Выбор этот объясним, пожалуй, наибольшей распространенностью устройства, а также тем, что данный аппарат находится в распоряжении автора, а следовательно, именно с ним легче проводить эксперименты.

DC12 - электрофотографическая (с технологией ксерографии) машина. Полноцветное изображение формируется с помощью четырех тонеров CMYK. В устройстве используется двухкомпонентный тонер, размер частиц которого не превышает 6 мкм, что позволяет получать высококачественные отпечатки с разрешением до 600 dpi. Одна из особенностей конструкции DC12 - технология переноса изображения с использованием промежуточной ленты IBT. Составляющие каждого из цветов сначала формируются на фоторецепторе, затем последовательно переносятся на ленту, где после четырех циклов формирования изображения, оно перекладывается на бумагу и закрепляется во фьюзере.

В стандартной конфигурации DC12 - всего лишь копировальный аппарат. Если же стоит задача печати с компьютера или сканирования, машину необходимо доукомплектовать контроллером печати (он осуществляет прием файлов с компьютера, обслуживание очереди печати, растрирование и цветоделение изображения, калибровку устройства, а также выполняет множество других функций). Контроллеры либо устанавливаются в виде отдельных компьютеров, либо встраиваются в виде плат в уже существующие.

Для офисного использования компания Xerox предлагает модификацию DC12 со встроенным контроллером печати. Данная система имеет название Document Centre ColorSeries 50, или кратко DCCS50. Она обладает всеми функциями аппарата DC12, плюс возможность печати с компьютера. Для профессиональной работы Xerox рекомендует сейчас три контроллера печати производства компании EFI (модели Fiery X12 и EX12, а также Splash G640). Кроме того, на рынке есть предложения по комплектации DC12 контроллером печати фирмы AHT (модель Ufo Color Flare OneRIP).

Для чего нужен контроллер печати?

Сам DC12 имеет достаточно хорошие характеристики печати: уже в версии DCCS50 он позволяет осуществлять печать с компьютера. Так зачем же отдельно покупать контроллер печати? Чем плох встроенный РИП?

Во-первых, отдельные контроллеры работают со значительно большей скоростью. Во-вторых, эти устройства имеют намного больше функций по управлению процессом печати: позволяют создавать очереди печати и управлять ими, регулировать и настраивать качество воспроизведения, осуществлять персонификацию и многое другое.

Авторская справка

Контроллеры печати для DocuColor 12

Наибольшее распространение в нашей стране получили три контроллера печати.

  • Splash G640. Это растровый процессор, созданный специально для платформы Apple и работающий под управлением новой операционной системы Mac OS X (это многозадачная операционная система UNIX). Контроллер цветной печати Splash G640 может поставляться в виде отдельной платы (PCI) для установки в уже существующую рабочую станцию Power Macintosh G3/G4 или в виде системы Power Macintosh G4.
    Возможности: устройство обладает минимумом необходимых функций, в дополнение к которым имеет много дополнительных возможностей (это самый многофункциональный контроллер печати). Среди них интересны такие, как создание и редактирование ICC-профилей, регулировка тонов CMY для получения баланса серого, управление треппингом, встроенный спуск полос (в базовой комплектации), а также возможность редактировать свойства готовых к печати работ. Кроме того, за дополнительную плату можно установить программу для печати переменных данных (Atlas PrintShop Mail).

  • Fiery EX12. Этот контроллер представляет собой отдельный компьютер, оснащенный всем необходимым для того, чтобы быть высокопроизводительным.
    Возможности: данный РИП тоже обладает минимумом и имеет ряд дополнительных функций: в нем возможны создание (с помощью отдельно приобретенного спектрофотометра) и редактирование ICC-профилей, редактирование свойств готовых к печати работ (Post Rip calibration), есть функция печати переменных данных (Fiery FreeForm). Еще предлагаются дополнительные программные пакеты: автоматический спуск полос (DocBuilder Pro) и специальный «полиграфический пакет». Он включает различные «продвинутые» функции, в том числе редактирование треппинга, параметров растра, имитацию цвета бумаги.

  • Ufo Color Flare OneRIP. Он продается в виде платы, вставляемой в компьютер.

Возможности: данный аппарат, как и предыдущие, обладает всеми необходимыми функциями, но в его базовой поставке существует лишь упрощенный модуль Easy Cal для создания ICC-профиля при помощи сканера. Функция печати переменных данных и изготовление профилей с помощью спектрофотометра в этом контроллере также опциональна. Возможна печать второй стороны.

В отличие от них встроенный контроллер дает лишь очень ограниченный диапазон изменений параметров печати, не позволяет существенно вмешиваться в настройки. Он больше похож на растровый процессор, встроенный в офисные принтеры.

Так что если вы хотите иметь не офисный принтер, а нормально работающую печатную машину и с помощью нее оказывать полиграфические услуги «на сторону», то без отдельного контроллера печати не обойтись.

Что он должен уметь?

Мы уже сказали, что обычный встроенный контроллер печати для полиграфического применения не очень подходит. Руководствуясь личным опытом, перечислим те функции, которыми должен обладать растровый процессор, чтобы его можно было использовать в типографиях.

  • Автоматические настройки процесса печати. Когда параметров печати становится много и возрастает число стандартных наборов этих установок, то настройка на каждый новый заказ становится все труднее. Учитывая, что тиражи в цифровой печати невелики, может получиться, что время наладки процесса превысит время печати. В данном случае выручит система автоматической настройки: на каждую типовую настройку создается отдельная папка (называемая «горячая папка» - с английского Hot Folder), в которой описываются все нужные установки печати. Документ, оказавшийся в этой папке, будет напечатан с заданными параметрами. Их нужно отметить только один раз, затем они будут повторяться. Вместо горячих папок можно также использовать необходимое количество «виртуальных принтеров». Принцип точно такой же, как и в предыдущем случае, только данные передаются не в папку, а посылаются на один из «виртуальных принтеров», зарегистрированных в локальной сети.

  • Очереди печати. Если на устройстве большой объем печати, требуется специальное средство по управлению очередями печати: чтобы можно было один документ напечатать срочно; другой, наоборот, когда машина освободится от текущей загрузки (например, ночью) и т. д. Должна быть также возможность приостановить печать «длинного» заказа, чтобы вставить сверхсрочный документ, а после его печати продолжить печатать предыдущий.

  • Автоматическое управление цветом. Желательно, чтобы устройство могло автоматически использовать один из стандартов печати, например, Евростандарт (EuroScale). Обычно для этого обеспечивают работу с ICC-профилями. Значит, контроллер печати должен уметь загружать профили и преобразовывать по ним полученные документы.

  • Форматы данных. В настоящее время почти обязательны PostScript и pdf, но желательны и другие форматы, например TIFF или EPS.

  • Калибровка. Она нужна для обеспечения качественной цветопередачи: чтобы, распечатав на машине определенный тестовый документ, его можно было потом измерить спектрофотометром и, введя данные измерений в особые поля растрового процессора, получить требуемую цветопередачу.

  • Встроенное преобразование цветов. В последнее время все чаще приходится сталкиваться с непрофессионально изготовленными документами. В частности, изображения для печати могут передаваться в RGB или даже в Lab. Поэтому в устройстве должен быть «умный» модуль преобразования форматов изображений, поскольку печатает он их все равно в CMYK. Фактически контроллер должен провести цветоделение, то есть преобразовать изображение из RGB в CMYK. Это может проводиться по ICC-профилям или по специальным управляемым алгоритмам. Возможность регулировать этот процесс (например, генерацию черной краски) - большой плюс.

  • Выбор стандарта печати. В большинстве случаев при печати пользуются каким-то одним привычным стандартом (тем же EuroScale). Однако иногда необходимо обеспечить другой стандарт. И если есть соответствующий ICC-профиль, то эта проблема решается. Система должна позволить «принудительно» установить иной стандарт печати, а внутренний процессор должен обеспечить необходимые преобразования.

  • Линеаризация. Процесс обеспечения корректного воспроизведения градационной шкалы может выполняться как вручную, так и с помощью имеющегося в устройстве сканера.

  • Ручная коррекция. Очень ценна и возможность ручной подстройки как градационной характеристики, так и цветопередачи. Опыт показывает, что, несмотря на все автоматизированные средства цветопередачи, в большинстве случаев приемлемой точности воспроизведения можно достичь, только если использовать ручную настройку.

  • Просмотр отрастрированного документа перед печатью. Прежде чем отправить документ на печать, желательно увидеть, как прошли растрирование и все преобразования. Для этого документ выводится на экран РИПа.

Вверху - тест светов и теней до
калибровки (установки по умолчанию),
внизу - он же после калибровки

Конечно, указанный список возможностей устройства в некотором роде идеализирован, однако только с такими функциями контроллер печати действительно может обеспечить высокопроизводительную, удобную и качественную цифровую печать. Приобретать дополнительный контроллер печати выгодно в том случае, если большинство перечисленных функций в нем есть.

Следует оговориться, что не все эти опции необходимы. В минимальный набор должно войти: управление цветом, поддержка различных форматов данных, калибровка или линеаризация и встроенные преобразования цветов.


Баланс серого в светах и тенях до
настройки (вверху) и после нее (внизу)

Теперь следующий вопрос: какое же устройство выбрать, ведь на рынке представлено большое число контроллеров печати и выбор сделать непросто?

Посмотрим...

Особая задача - проверить, как обеспечиваются параметры печати на практике. Для начала надо узнать, насколько имеющиеся в распоряжении контроллеры обеспечивают качество воспроизведения в стандартных установках и можно ли повысить уровень печати, не прилагая больших усилий.

Мы уже говорили, что каждый из вышеперечисленных РИПов обладает необходимым минимумом возможностей по управлению печатью. А нужно ли больше? Может, для основных задач хватит и этого, а все дополнительные настройки и регулировки лишь «наворот», за который приходится платить деньги и который, возможно, вовсе не пригодится?

Для проверки контроллеров мы решили выполнить, пожалуй, самую распространенную задачу - напечатать оттиск, наиболее близкий к офсетному (в качестве эталона мы использовали тестовую полосу (вкладку) из журнала «Курсив» №1–03). И сравнили с установками, входящими в базовую комплектацию: все оттиски были сделаны на «рабочих» аппаратах, на которых производится коммерческая печать.

Цель исследования - понять, можно ли получить цифровую печатную машину «из коробки». То есть купить оборудование, привезти его в офис и сразу начать работать, или требуются специальные знания и сложная работа по настройке и калибровке устройства.

Поскольку фундаментальное исследование контроллеров в нашу задачу не входило, была выработана сравнительно несложная система оценки результатов. Тем не менее, она позволяет делать довольно объективные выводы. Оттиски рассматривались по методу экспертных оценок и сравнивались с хорошим офсетным оттиском (считаемым эталоном) по 100-балльной шкале.

Печать производилась с файла pdf, на бумаге 90 г/м2. При неудовлетворительных качественных параметрах баллы не начислялись.


Воспроизведение полутоновых изображений до
настройки (слева) и после нее (справа)

Ufo Color Flare OneRIP. Коммерческие установки используют ICC-профили. Профиль принтера поставляется производителем контроллера - компанией AHT; профиль пространства CMYK - EuroScale. Печать осуществлялась в режиме Сontone 8 (8 бит на точку: в этом РИПе есть управлением режимом contone и растровой структурой). Сделав оттиск, столкнулись с неожиданностью - баланс серого получил оценку лишь 10 баллов в светло-сером и 30 - в темно-сером. Плашка, состоящая из 40% (и менее) черного, которая поступила из «нерастровой» программы (в нашем случае QuarkXpress), не печатается вовсе или печатается светлее (чем, например, из Adobe Illustrator).

Данной проблемы можно избежать, если печатать файл в формате TIFF. В этом случае баланс серого даже лучше, чем на офсетном оттиске. Сразу скажем, баланс серого - не единственная проблема, возникающая при печати файлов, полученных «нерастровыми» программами, но об этом чуть позже.

Теперь другие тесты. Передача градаций (тест №1) достаточно близка к офсетному оттиску, но области светов светлее, а глубокие тени - немного темнее (скорее всего, из-за оттенка тонера). Таким образом, изображение получилось контрастнее. Тест «Воспроизведение светов и теней» наглядно это показывает: в светах по черному не воспроизвелось ни одно поле, а в тенях воспроизвелось 99%. В голубом немного лучше - 7% и 98% соответственно. Оценки за тест №2 «Градиенты» высокие: 80–90 баллов для многих цветов.

Что касается ситуации с «нерастровыми» файлами и воспроизведения тонких линий. По ним у коммерческих установок оценки оказались невысокими: воспроизведение тонких линий, повернутых на малые углы - 40 баллов, воспроизведение тонких линий - 65. Проблему можно решить, если сделать из страницы файл TIFF и напечатать его с большим разрешением - 600 dpi. Другой способ, позволяющий устранить недостатки - печать в режиме contone 4 (то есть четырехбитовой точкой).

Вернемся к коммерческим установкам. Воспроизведение различных изображений получило высокие оценки (70–90 баллов), хорошо воспроизводится градиент. Остальные показатели - не ниже 70 баллов (за исключением воспроизведения тонких линий, повернутых на малые углы, и баланса серых тонов). Все это делает такие установки пригодными, как минимум, для коммерческой печати. По словам сотрудников компании, предоставившей DC12 с Ufo Color Flare OneRIP, такие оттиски используются в качестве цветопробы для типографии, печатающей офсетом. Это не касается, пожалуй, лишь памятных цветов, а в остальном вполне соответствует действительности. Хотя оговоримся: надо помнить, что оттиски получаются несколько насыщеннее офсетных.

При испытании контроллера также применялся линеаризованный выход, при котором используются не ICC-профили, а кривые краскопередачи - для обеспечения линейной градации. Оттиск был получен при предустановках производителя для DC12. Столкнулись еще с одной особенностью данного режима: при печати с линеаризацией и Сontone 8 получались сильно «заваленными» тени и света, при печати в режиме Halftone (то есть обыкновенный растр без использования технологии Сontone) градиент получался ненамного хуже коммерческих установок, а в светах - даже лучше. Но из-за грубой растровой структуры использовать оттиски, полученные на таких установках, можно лишь в качестве плакатов (ведь аппаратное разрешение печатной машины - 600і600 dpi, и растровая структура видна невооруженным глазом).

Можно сделать вывод: если вы не собираетесь использовать аппарат в качестве цветопробного устройства и готовы в случае необходимости преобразовать файл в формат TIFF (см. выше проблемы с «нерастровыми» файлами), то данные коммерческие установки можно считать оптимальными и какие-либо дополнительные функции для приведения оттиска к приемлемому качеству не нужны.


Градационные характеристики печатного процесса
во время настройки. Вверху: слева характеристики
«эталонного» офсетного оттиска, справа - цифрового
оттиска до коррекции; внизу слева он
после коррекции, справа корректирующие кривые

Fiery EX12. Коммерческая печать с данным контроллером также использует ICC-профиль. Профиль принтера - один из двух поставляемых производителем, компанией EFI. Профиль пространства CMYK - EuroScale. Печать в режиме contone (этот РИП не дает возможности управлять характеристиками contone и растровой структуры). И в этот раз не обошлось без «сюрпризов». На тесте «Воспроизведение светов и теней» растровые элементы были темнее 100-процентной плашки. Она сливалась лишь с элементом 93%. Пути решения данной проблемы найдены не были. В целом, оттиск получил достаточно высокие оценки: свыше 70 баллов в каждом тесте. Только баланс серого оказался хуже: 60 баллов за светло-серый - 40-процентная плашка была явно темнее. Одно из отличий оттисков - изображения получились немного серее (скорее всего, из-за большого содержания черного) и менее красочными, чем на офсетном оттиске.

Делаем вывод, что при минимальных усилиях по настройке контроллера Fiery EX12 можно получить оттиски, достаточно близкие к офсетным по оценкам отдельных тестов, но, в целом, все же проигрывающие ему по общей визуальной оценке.

Итак, два контроллера, испытанные нами, очень неплохо справились с поставленной задачей, но достаточно ли нам этого «очень неплохо»? Ведь в них есть средства для управления цветопередачей (они продаются в базовой поставке). Так нельзя ли еще больше приблизиться к конкретному офсетному оттиску, к конкретной печатной машине?

Да будет цвет!

Основная задача этой части эксперимента - приблизить цвет оттисков, отпечатанных на DC12, к цвету имеющегося образца (офсетного оттиска), используя опять-таки лишь возможности цветокоррекции базовой комплектации. Задача эта схожа с ежедневной задачей печатника - попадание в цветопробу.

Ufo Color Flare OneRIP. Возможность точного управления цветом в этом процессоре обеспечивает дополнительный модуль Pro Cal. Если исходить из базовых установок, удобнее всего использовать линеаризованный выход. Правда, тут есть некоторые ограничения. Во-первых, линеаризованный выход не использует ICC-профиль (это было бы удобно, так как с ним надо лишь немного подкорректировать градацию). Во-вторых, нет управления оптической плотностью плашки (это необходимо, потому что некорректированные плашки темнее плашек на офсетном оттиске). В-третьих, линеаризованный выход работает должным образом лишь при полутоновой печати без использования технологии contone (для цветопробы это и неважно, ведь мы занимаемся только цветом).

Итак, первым делом плашки. Эта проблема решена путем изменения кривой цветопередачи: 100-процентные плашки заменены растровыми полями. Величина, на которую они заменялись, подбиралась визуальным сравнением с офсетным оттиском. Все остальные входные площади растровых элементов были пересчитаны относительно новой максимальной площади. Затем денситометром измерены полученные на оттиске градации и сравнены с градациями офсетного оттиска. В соответствии с разницей изменили кривые цветопередачи в контроллере и сделали еще один оттиск. Но реакции, соразмерной изменению кривых, в РИПе не наблюдалось - на оттиске растровые элементы получались то больше, то меньше. Решили дальше проводить коррекцию вручную - на глаз. В результате исправить положение в светах удалось.

Несмотря на «неидеальность» полученного оттиска, можно сделать вывод, что управление цветом вручную возможно, но требует большой аккуратности, длительного времени, да и точность этого процесса не всегда предсказуема.

Fiery EX12. Управление цветом в этом контроллере решено с помощью программы Color Wise pro, позволяющей править существующий профиль с помощью кривых цветопередачи. Что хорошо, Color Wise дает возможность контролировать оптическую плотность плашки, поэтому задача упрощается. Так как Ufo Color Flare OneRIP испытывался раньше, чем Fiery, то и здесь начали с регулировки на глаз. Ситуация повторилась - оттиски не всегда получались адекватными изменению кривых цветовоспроизведения. Особенности - слабо реагировал черный цвет, а от проблемы с голубой плашкой избавиться не удалось.

Проведена работа по настройке отдельных полей с помощью измерительного прибора и внесению корректирующих значений в специальные поля растрового процессора. Ситуация немного улучшилась, но незначительно. В целом же, качество воспроизведения соответствует среднему качеству коммерческой печати.

Для большинства работ этих результатов достаточно. Вероятно, если применять инструментальный метод вместе с ручной коррекцией (Fiery позволяет это делать), можно обеспечить еще большее совпадение с офсетным оттиском. Однако стопроцентной уверенности в этом нет: или мало используемых инструментов, или на данной цифровой печатной машине дальнейшее приближение невозможно из-за особенностей способа печати, а может, особенностей используемых материалов - бумаги, тонера и т. д.

Выводы

Выводы оказались интересными. С одной стороны, чтобы получить результаты, приемлемые для коммерческого качества печати, достаточно и стандартного набора установок, которые уже есть в растровых процессорах. С другой стороны, улучшить качество воспроизведения очень проблематично, даже на «продвинутом» устройстве. Но, «повозившись», изменить качество удается. Для дальнейшего его улучшения, по-видимому, требуется иной подход к настройке.

Для повседневной работы не очень важны дополнительные функции управления цветом, которые не входят в минимальный набор, но имеются в базовой комплектации дорогих контроллеров печати. Возможно, эти дополнительные функции будут полезны, если использовать другие способы настройки.

Комментарий редакции

Давайте сменим способ

Данная статья, хотя всего лишь часть большого исследования, весьма полезна. С такой постановкой задачи, как это описано здесь, нам раньше сталкиваться не приходилось. Действительно, очень важно понимать, насколько влияет контроллер печати на итоговый результат. Более того, интересно узнать, легко ли получить желаемое на приобретенном устройстве или для этого нужны опыт и профессионализм.

Во многом на эти вопросы статья отвечает. В финале есть даже предположение, что еще больше приблизиться к желаемому результату можно, если сменить способ настройки печатного устройства. И это так. Однажды перед нами уже вставали проблемы ручной настройки, описанные в статье. Бывает ситуация, когда ручной настройкой кривых тонопередачи не удается изменить показатели, скажем, по одной краске, хотя по остальным все работает нормально.

В нашем случае и здесь, скорее всего, проблема связана со сбойным или испорченным ранее ICC-профилем. Причин тому несколько: поставляемые вместе с растровым процессором профили имеют некие среднестатистические значения для усредненного печатного устройства. Они и печатают средненько, а если такой профиль еще и подпорчен, то попытка его отредактировать, скорее всего, ничего не даст.

Решение, проверенное нами на практике, должно быть таким: построить новый профиль конкретного печатного устройства на конкретной бумаге (придется воспользоваться каким-либо средством для создания профилей), и только после этого добиваться в незначительных пределах приближения к офсетной печати при помощи ручной коррекции. Данным способом нам удавалось получать очень точные совпадения оттиска, сделанного на цифровом печатном устройстве (как струйном, так и лазерном), с офсетным оттиском.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»