Опыт, сын ошибок трудных
Орел или решка?
Проблемы выбора офсетных пластин

Не бывает хороших и плохих пластин. Бывают подходящие и неподходящие для определенных заказов, оборудования и технологического процесса. При выборе пластин для Вашего производства нужно учитывать множество параметров, зачастую связанных друг с другом. Разобраться в этом поможет статья.

...посмотрев в одну сторону и
обернувшись в противоположную, можно было одинаково
легко представить правую сторону левой, левую правой
и наоборот. Странно сказать, я стоял неподвижно,
озираясь и не подозревая, что некогда осел между
двумя стогами сена огорчался, как я..

А. Грин «Золотая цепь»


Вадим Севрюгин,
технолог фирмы «Пешта»

Это цитата из романа Александра Грина «Золотая цепь». Мальчишка Санди, заблудившись в незнакомом доме, в затруднении стоял на перекрестке совершенно одинаковых коридоров, не зная в какую сторону надо свернуть. Санди вышел из сложного положения простым способом - он бросил наугад в один из коридоров монету и пошел ее поднимать.

Впрочем, этот способ не оригинален. Все мы при недостатке информации проблему выбора решаем, полагаясь на случайности или монетку. Ну а там уж, как судьба распорядится - орел или решка. К сожалению, примерно в такое же положение попадают и многие полиграфисты, выбирая необходимые расходные материалы. И если раньше у типографий был небольшой выбор, то сейчас купить любые материалы не проблема. Другое дело - как в них разобраться. И здесь производственникам приходится ориентироваться в основном на сведения, почерпнутые из рекламных проспектов или кратких аннотаций, предоставляемых фирмами-продавцами.

Все это в полной мере относится и к прямопозитивным офсетным пластинам. Когда просматриваешь публикуемую в журналах и проспектах информацию, то не покидает ощущение, что все написано по одному шаблону. Например, попробуйте (как часто пишут под забавными рисунками-головоломками) найти не десять, а хотя бы одно отличие в свойствах между аналогичными по тиражестойкости пластинами Agfa Ozasol P5S, Fuji VPS, Lastra Futura Oro, Kodak Polychrom Graphics EasyPrint или PP3, Horsel Capricorn Gold, не говоря уже о Plurimetal, EFY, Saverio Riff и многими другими. В лучшем случае приводятся только данные по шероховатости и толщине анодированного и копировального слоя. Поэтому, как правило, выбор такого достаточно дорогостоящего и важного материала, как пластины ведется примитивным методом проб и ошибок: купил небольшую партию, попробовал сделать печатные формы и смотришь, что получается. К сожалению, такой подход не дает гарантированного результата и надежности (см. ред. комм.). В результате выбираются далеко не самые подходящие расходные материалы.

Однако у пластин есть несколько основных характеристик, которые и определяют их качество. Об этих характеристиках мы и поговорим. Далее по тексту будем время от времени ссылаться на официальные данные аналитических исследований, проведенных компанией Agfa в исследовательском центре в Висбадене в Бельгии (см. авт. справку). Пластины оценивались по длинному списку (15 пунктов) обозначенных свойств, однако мы остановимся на некоторых, по моему мнению, наиболее важных.

Надежность и стабильность

В начале поговорим о надежности и стабильности. Cразу заметим, что под этими понятиями имеется в виду неизменность всех свойств офсетных пластин, в том числе времени копирования, разрешающей способности, тиражестойкости, чистоты пробелов, широты интервалов экспозиции и проявления, короче, всего ряда свойств, которые значатся на диаграммах. Причем имеются в виду стабильность свойств пластин как в пределах ее площади, так и в пределах пачки, партии и даже следующих партий, выпущенных через год. Представьте себе, что, открывая новую пачку с пластинами, Вы не уверены, что она поведет себя при копировании, проявлении или при печати тиража так, как всегда. Процесс офсетной печати и так не простой. Любому производственнику знакомы постоянные споры между работниками формного цеха и печатниками о причинах брака и то, как трудно подчас в них разобраться. В случае нестабильности пластин не только сам процесс становится непредсказуемым - могут возникнуть технологические сбои, которые обойдутся очень дорого.

Пусть меня извинят читатели «за высокий штиль», но стабильность и надежность - вот на что надо молиться в современном производстве. Без надежности оборудования и материалов невозможно грамотно и с минимальными потерями выстроить технологический цикл. Для этой цели разработаны различные жестко регламентированные стандарты, например, ISO и другие. Я не говорю уже о необходимости стабильности при внедрении таких «продвинутых» технологий, как система управления цветом с построением ICC-профилей. Эти качества важны всегда, для любого предприятия, но особенно ценны они для больших типографий с их многообразием печатного оборудования, форматов пластин, жесткими сроками исполнения заказов.

Если судить по диаграммам, лидером среди пластин описываемого класса по надежности и стабильности является Agfa Ozasol P5S. Достаточно близко к ним подходит только Fujifilm VPD. Все остальные пластины заметно отстают. Надо заметить, что это примерно согласуется и с теми практическими данными, которые автор наработал на практике.

Анализ пластин разных фирм показывает, что стабильность зависит не только от технологического уровня производителя (совершенное оборудование, лазерный контроль и прочее), оно связано и с другими свойствами. Причем все это легко объяснимо. Например, чем выше светочувствительность, тем ниже стабильность копировальных свойств. Конечно, это не правило, а скорее, тенденция, так как технология изготовления пластин различается. И все-таки, выбирая пластины более высокой светочувствительности, приготовьтесь к тому, что для разных партий время копирования может отличаться и придется время от времени проводить дополнительные калибровочные мероприятия. Менее светочувствительные пластины в этом отношении надежнее.

Специальные требования к пластинам

Важно понимать, что абсолютно идеальных пластин, скорее всего, пока еще нет. И для разных предприятий или различных задач отдельные марки пластин могут оказаться более предпочтительными, чем лидеры рынка. Например, если у Вас на предприятии не достаточно высококлассное копировальное оборудование и проявлять пластины Вы предпочитаете самодельными проявляющими растворами из щелочи и силиката натрия и не в проявочной машине, а в кювете губкой, то очень может быть, что самой главной характеристикой пластины окажется ширина интервала экспозиции и проявления.




Рис. 1. Шкала контроля копировального слоя

При оперативном производстве (например, газетном) или нехватке копировальных рам определяющим может оказаться высокая светочувствительность, то есть скорость, за которую пластина может быть проэкспонирована. Если у пластины высокая светочувствительность, то время ее экспонирования ниже, и следовательно, печатную форму можно изготовить быстрее.

Если типография в основном печатает высоколиниатурные работы с легкими фонами или стохастическим растром, для нее главным становится хорошая разрешающая способность пластин. Впрочем, разрешения, как и памяти у компьютера, никогда не бывает слишком много. Об этом полезном свойстве стоит поговорить отдельно.

Для печати небольших тиражей важным условием становится время (быстрота) выхода печатной машины на баланс краска-вода, и следовательно, очень важно как быстро с конкретной пластиной машина на этот баланс выходит.

Таким образом большинство характеристик пластин, указанных в перечне, предложенным исследовательским центром компании Agfa, могут оказаться важнейшими в каждом конкретном случае. Однако есть и еще одна часть проблемы. Если на предприятии несколько разных производственных процессов, печатных машин, а тиражи сильно варьируются, то, скорее всего, никто не будет покупать для каждой задачи разные пластины. Придется искать золотую середину - искать пластины, у которых все основные характеристики оптимальны. Поэтому вернемся к их описанию.

Разрешающая способность

Так как часто приходится слышать разные трактовки этого понятия, давайте определимся, что же это такое. По утверждению института Fogra, который в данных вопросах является законодателем, разрешающая способность пластин определяется при минимальных экспозициях по величине самого тонкого микроштриха на пластине (как позитивного, так и негативного). Для этого используется специальная шкала контроля копировального процесса (рис. 1). Причем на пробелах могут оставаться остатки копировального слоя (!), что, конечно, недопустимо при изготовлении рабочих форм. Поэтому на тиражных формах разрешение всегда заметно ниже, чем на тестовых образцах.

Значение разрешающей способности пластин для высоколиниатурных работ, я думаю, понятно всем. Добившись воспроизведения на формах минимального штриха (по шкале Ugra 82) в 8 мкм вместо 12–15 мкм, можно вдвое сократить количество отбраковки, связанной с непрокопировкой. Несомненно, что высокая разрешающая способность крайне желательна при изготовлении практически всех многокрасочных форм. Некоторые работы вообще невозможно выполнить при низком разрешении на формах. Подобное качество часто оказывается очень полезно и для простых работ. Даже при изготовлении форм для книг встречаются в сносках курсив кеглем в 4–6 пт или меньше, тонкие линейки и другие элементы, которые могут доставить беспокойство полиграфистам при использовании формного материала с низким разрешением. Распространены случаи, когда в работу поступают пленки низкого качества, например, изготовленные на лазерном принтере, которые также лучше воспроизвести только при наличии высокого разрешения.

Мы специально так подробно останавливаемся на этом, потому что высокая разрешающая способность - расширение технологических возможностей. Если высокое разрешение для данной работы Вам не нужно, то его легко уменьшить увеличением экспозиции за рассеивающей пленкой или основной, от точечного источника. Результат - более чистые пробелы, уменьшение корректуры и больший экспозиционный интервал, в котором можно качественно работать, не боясь потерять какие-либо элементы или затенить пробелы.

Согласно исследованиям центра Agfa, выше всего разрешающая способность у пластин Ozasol P5S, потом идет Fuji VPD, VPS, KPG LibraBlue, EasyPrint и Ozasol P51, затем следуют Lastra FuturaOro, Fuji VPС и P450.

Тиражестойкость

Следующим по значимости свойством будет, конечно, тиражестойкость. В небольших типографиях при работе с тиражами 10–20 тыс. экз. этот показатель не имеет большого значения. Для крупных полиграфических комбинатов при выборе пластин он может оказаться решающим.

И здесь, как и по поводу других свойств, мне приходилось слышать самые разноречивые мнения, подчас диаметрально противоположные. Есть убежденные сторонники пластин Agfa, которые не признают других производителей, считая их продукцию заведомо ниже по качеству. Есть не менее категоричные сторонники Fuji, искренне уверенные, что Agfa или Kodak никуда не годятся. Естественно, каждый по-своему прав.

Пусть простят мне читатели, но такая дискуссия иной раз напоминает известную притчу о трех слепых, которых попросили рассказать, что такое слон. Помните ее? Один ощупал хобот и сказал, что слон похож на змею. Другой потрогал ногу и заявил, что это столб. Третий, схватившись за хвост, не менее убежденно утверждал, что это веревка.

Мы часто также делаем поспешные выводы, не имея достаточно полной и объективной информации. Попытка исследовательского центра Agfa тем и ценна, что в какой-то мере позволяет взглянуть на проблему в целом. Попробуем априори принять за истину утверждение, что формные пластины ведущих мировых лидеров по их производству - качественный материал, с которым при грамотном подходе можно выстроить надежный технологический цикл. В тоже время, не случайно все основные фирмы представляют несколько типов пластин, различных по своим свойствам, в том числе и по тиражестойкости. Имеются и определенные общие отличия между пластинами разных производителей.

Итак, тиражестойкость. По моим оценкам, при правильно подготовленных формах и грамотно налаженном печатном процессе различие в тиражестойкости между исследуемыми марками офсетных пластин находится в интервале 80–120 тыс. отт. При удачных условиях на некоторых марках пластин можно получить и более высокие результаты - до 150 тыс. отт. Но эти же самые формы могут износиться, не выдержав тираж всего лишь в 20 тыс. Если такое произошло, не торопитесь закупать более дорогие типы пластин, способные «простоять» на тираже в 250–300 тыс. отт., а детально проверьте и отрегулируйте печатные машины. Как правило, причина находится именно здесь.

Но вернемся к диаграммам. По тиражестойкости, при испытаниях на однотипном налаженном оборудовании, указанные типы пластин выстроились в следующем порядке. Впереди EasyPrint, P5S, FuturaOro, VPD, затем LibraBlue, P51, VPC. Замыкают ряд самые светочувствительные пластины P450 и VPS.

Светочувствительность

Еще одним свойством, на которое полиграфисты всегда обращают внимание, является светочувствительность. Это не удивительно, так как от нее зависит скорость изготовления печатных форм, особенно важная в оперативной полиграфии. Да и повышение производительности в формном процессе можно только приветствовать. Разница во времени изготовления формы на разных марках пластин может доходить до 30 с.** Но есть, как уже упоминалось, и другая сторона медали. Помимо более низкой стабильности свойств самого материала, обработка его находится в гораздо более жестких рамках. Сильнее будут сказываться и колебания освещенности в копировальном процессе. Найти подобные закономерности можно, сравнив свойства офсетных пластин разных типов одного производителя. Особенно характерно они просматриваются при сравнении пластин Agfa. Как видно, на диаграммах представлены три типа пластин средней тиражестойкости: это всем известные пластины Ozasol P5S, P51 с большим зернением алюминия и более толстым анодированным слоем, и новые, еще неизвестные на российском рынке пластины P450 с повышенной светочувствительностью.

Взаимосвязь свойств пластин

Обратите внимание на определенную зависимость между некоторыми свойствами пластин, о которой упоминалось раньше. P5S имеют не очень большую светочувствительность, зато обладают высокой стабильностью и исключительной разрешающей способностью. Не малое значение в наших непростых производственных условиях играет ширина интервалов экспозиции и проявления. Широкий интервал обработки означает, что даже при больших изменениях времени копирования и концентрации проявляющего раствора Вы получите качественные и работоспособные формы. Чем выше светочувствительность пластин, тем меньше стабильность свойств и жестче интервал обработки. Несколько ниже при этом тиражеустойчивость и химическая стойкость копировального слоя.

Баланс краска-вода легче поддерживать при использовании пластин с повышенной шероховатостью, в данном случае это относится к пластинам Р51 и Р450. В тоже время при большем зернении и анодировании понижается разрешающая способность, так как на более ровной основе легче без деформации и потерь воспроизвести самые тонкие штриховые и растровые элементы. Однако при большем зернении увеличивается и время достижения баланса при запуске печатной машины.

Именно за счет взаимосвязи характеристик ни одной компании пока не удалось выпустить пластины с лучшими значениями всех параметров одновременно, и по-видимому, на текущем уровне технологии это, невозможно. Соответственно, положительным можно считать именно факт наличия на рынке большого количества пластин с различными свойствами разных производителей. Это позволяет для разных задач подбирать наиболее удачные пластины.

Анализ диаграмм отчасти подтверждает предположения о большом взаимовлиянии свойств пластин. По сравнительным характеристикам пластин Fuji VPD и VPS видно, что замеченная нами связь во многом повторяется. VPD очень близки по своим характеристикам к P5S, P450 повторяют ряд свойств VPS. Несколько меньшая стабильность свойств у таких марок, как VPC и P450 объясняется, вероятно, тем, что это пластины недавно разработанные.

Интересны и сравнения пластин разных фирм между собой. Здесь тоже прослеживаются определенные тенденции. Попробуем опереться на собственный опыт. Мне неоднократно приходилось проводить сравнительные тесты и испытания пластин разных марок. Причем это происходило в самых различных условиях, как правило, весьма далеких от идеальных. Но это были не лабораторные, а именно реальные производственные условия. Причем некоторые полученные выводы несколько отличаются от тех, которые напрашиваются при анализе представленных в статье диаграмм.

Примером может послужить значение разрешающей способности пластин, достичь которую, как уже говорилось, на рабочих формах практически невозможно. Отсюда, вероятно, и те несовпадения, о которых пойдет речь. Так, на пластинах Fujifilm VPS при изготовлении рабочих форм мне удавалось получить примерно то же разрешение, как и на Agfa P5S. Это относится и к Lastra FuturaOro, которые в данном аспекте выглядели не хуже, чем KPG LibraBlue.

В тоже время, P5S, вопреки табличным данным, во время печати вели себя без проблем, легко удерживая баланс краска-вода даже в неблагоприятных условиях. Тогда как при параллельном прохождении их в производстве с пластинами фирмы Lastra, мне приходилось слышать нарекания от печатников на те же FuturaOro, пластины с большим зернением и лучшей, по лабораторным испытаниям, способностью удерживать увлажняющий раствор.

Здесь, вероятно, уместно отметить, что некоторые свойства стоит рассматривать не только по отдельности, но и комплексно. Ведь помимо удержания баланса краска-вода в течение печати тиража есть еще различие в печатных свойствах самого копировального слоя, и быстрота достижения этого баланса при запуске машины. Как видите, все не так просто. Мало того, в различных условиях и на разном оборудовании мне приходилось получать результаты, сильно отличающиеся друг от друга. К примеру, то, какую минимальную растровую точку можно воспроизвести на форме, во многом будет зависеть не только от выбранного материала, но и от состояния копировального оборудования, применяемого проявителя и даже от степени его (оборудования) износа. Разница во времени копирования между пластинами разных фирм может многократно возрасти из-за старения лампы в копировальной раме, так как у изношенной лампы сильно меняется спектральная составляющая именно в области ультрафиолета, а характеристика светочувствительности пластин все-таки несколько различается. Пластины могут по-разному реагировать на разные химикаты, нарушения в увлажнении или дефекты печатного оборудования.

Некоторые особенности

Но вернемся к сравнительным характеристикам пластин разных фирм, постаравшись выявить какие-то особенности. Конечно, прежде всего у тех пластин, которые представлены на российском рынке.

Agfa Ozasol P5S – пластины с большой надежностью и стабильностью свойств. В связи с высокой разрешающей способностью и неприхотливостью в обработке и печати могут использоваться в самых разных условиях, как для очень сложных работ, так и для самых простых. Очень быстрое достижение баланса краска-вода. Отличительным свойством всех пластин фирмы Agfa является довольно высокая химическая стойкость. Среди слабых сторон у этой марки сравнительно невысокая светочувствительность и невысокий цветовой контраст, который затрудняет визуальный контроль слабых тонов. Есть еще одна проблема, с которой мне пришлось столкнуться при изготовлении форм на этих пластинах из-за их невысокой шероховатости. Но она относится только к некачественному копировальному оборудованию, на котором возникали сложности с вакуумированием при копировании больших пленок целыми спусками. Пластины Р450, созданные в противовес, надо полагать, прежде всего Fuji VPS, обладают даже большей светочувствительностью и таким же цветовым контрастом, но значительно меньшим, чем у P5S, интервалом обработки. Но им только предстоит появиться в России.

Наиболее распространенные у нас пластины FujiFilm VPS, как уже говорилось, имеют высокую светочувствительность и хороший цветовой контраст. У них довольно неплохая для высокочувствительных пластин стабильность свойств и разрешающая способность. В то же время, наиболее неудобным для большинства производственников является необходимость пользоваться только химией Fuji. У этой марки, как и у всех пластин Fuji, невысокая химическая стойкость. Могут создать проблемы при изготовлении узкие интервалы по копированию и проявлению. У этих пластин наиболее низкая из рассматриваемых марок тиражестойкость. Недавно появившиеся на российском рынке пластины VPC являются исключением, так как их можно проявлять и в обычных европейских проявителях. По сравнению с VPS у них выше тиражестойкость и более широкий интервал обработки. Однако разрешающая способность, которую мне удалось добиться на тиражных формах, существенно ниже. Пластины обладают невысокой светочувствительностью, такой же как у Agfa P5S, но цветовой контраст у них выше. К сожалению, как это уже отмечалось, у этих пластин более низкая стабильность свойств, но это уже только по данным Agfa, так как пока прошел слишком малый срок после появления их в России, чтобы можно было сделать выводы.

Lastra FuturaOro получили довольно широкое распространение у нас, в основном, благодаря хорошей маркетинговой политике. Пластины обладают неплохой светочувствительностью, хорошим цветовым контрастом и тиражестойкостью, не уступающей P5S, EasyPrint или VPD. Но интервал обработки у них значительно уже, чем у P5S и VPC, хотя и выше, чем у высокочувствительных пластин. Не очень высокая разрешающая способность и не очень быстрое достижение баланса краска-вода. Но главное - недостаточная надежность и стабильность свойств. Впрочем, то, с чем мне приходилось сталкиваться год тому назад, могло и измениться, так как технология изготовления и контроля постоянно совершенствуется. Причем это относится к большинству ведущих фирм.

Пластины средних тиражей фирмы Kodak Polychrom Graphics на нашем рынке в основном представлены маркой EasyPrint. У пластин хорошая тиражестойкость, высокая химическая стойкость, достаточно широкий интервал обработки. Светочувствительность невысокая, так же, как и цветовой контраст. Разрешающая способность на уровне FuturaOro. То же относится и к быстроте достижения баланса краска-вода. Стабильность свойств также не очень высока.

Можно было бы попробовать охарактеризовать пластины других фирм, но, насколько мне приходилось сталкиваться, большинство из них на порядок ниже, прежде всего по стабильности свойств и качества.

В заключение позвольте дать несколько советов о том, как пользоваться приведенными диаграммами. Помните этот бородатый анекдот, где Саид приходит к соседу просить барана? Тот барана не дает, а дает вместо этого совет, потому что у нас не страна баранов, а страна Советов. Надеюсь, что мои советы окажутся не такими бесполезными, тем более, что я сам использую эти материалы именно таким образом.

Диаграмма в качестве точки отсчета

Итак, приведенные в авторской справке диаграммы можно использовать не только для выбора пластин, оценивая, насколько их особенности подходят именно в Ваших производственных условиях, но и учитывать эти свойства в каждодневной практике. Например, эти данные хорошо использовать для оперативной работы при налаживании технологии или поиске причин возникновения дефектов.

Предположим, при изготовлении офсетных форм на пробелах иногда остаются частицы копировального слоя в виде еле заметного фона. В печати пластины тенят. Причем при работе с предыдущей пачкой пластин такого не наблюдалось. На графике пластины характеризуются как материал не очень стабильный, с узким интервалом обработки. Если проверка проявителя и копировальной рамы не показали существенных отклонений и шкала Ugra 82 получается нормальной, то с большой степенью вероятности можно сказать, что Вы работаете на крайних значениях копирования или проявления, когда может сильно сказываться любое изменение свойств пластин. Определите границы этих интервалов, сильно меняя значения проявления и копирования. Постарайтесь впредь работать в середине определенных таким образом интервалов, тогда проблемы будут возникать значительно реже или вообще не будут. Если у Вас пластины с невысокой химической стойкостью, то выбирайте смывки для офсетной резины, которые не оказывают вредного воздействия на копировальный слой и так далее.

Теперь о выборе пластин. И здесь знание сравнительных характеристик различных материалов поможет Вам в будущем сохранить значительные средства и оптимизировать производство. Опять пример. Вы купили современную рулонную скоростную машину для печати на мелованной бумаге иллюстрированных журналов. Значит при выборе офсетных пластин прежде всего Вас должны заинтересовать высокая разрешающая способность, стабильность и быстрота достижения баланса краска-вода. Наличие этих свойств позволит не только обеспечить неизменное качество, но и сохранит дорогостоящую бумагу и краску при запусках высокоскоростной машины.

Не хотелось бы продолжать примеры, навязывая таким образом читателям свою точку зрения. Надеюсь, представленные здесь графические характеристики свойств некоторых марок офсетных пластин станут хорошей точкой опоры для собственных выводов с учетом условий Вашей типографии. Была бы точка опоры, тогда и земной шар можно перевернуть, как грозился Архимед. Была бы точка опоры, а выбор всегда можно сделать. Так что делайте свой выбор, господа! Сами.

Авторская справка

Схема оценки

Недавно в исследовательском центре фирмы Agfa в Висбадене провели интересную работу, представив в графической форме приблизительное соотношение свойств пластин основных ведущих фирм-производителей (Agfa, Kodak, Fuji и Lastra). Сравнение проводилось между самыми популярными пластинами со средней тиражестойкостью около 100 тыс. отт.

Диаграммы были представлены без особых пояснений, то есть не всегда понятна методика получения данных. Естественно, что без этого подчас трудно оценить не только их корректность, но и направленность. Поэтому, пытаясь в статье провести анализ, все-таки будем основываться во многом на собственном опыте. Хотелось бы особо подчеркнуть, что автор в данной статье вовсе не претендует на истину в последней инстанции. Прекрасно понимая, что публичное сравнение качества продуктов конкурирующих фирм дело щекотливое, я все-таки рискну воспользоваться представленной схемой оценки, заполнив ее по возможности максимально объективно. А далее пусть каждый, используя данную схему как отправную точку, попробует сделать свои выводы.

И еще одно. Когда имеешь дело с рекламными материалами, иногда приходится читать о супертехнологиях, например, пластинах пятого поколения, особых свойствах и т. д. Все пластины, о которых идет речь в данной статье, изготовлены на алюминии с механическим и электрохимическим зерненной и анодированной поверхностью и копировальным слоем на основе ортохинондиазидов. Это все пластины одного порядка, хотя и несколько различающиеся по свойствам. Поэтому рекламу стоит воспринимать только как рекламу, вспоминая иногда изречение несравненного Козьмы Пруткова: «Если на клетке написано - сей лев, а не собака, то не верь глазам своим.» Для пользователя в конечном счете не так важно, какая (суперсовременная или не очень) технология заложена в производство пластин, важно, чтобы эта пластина обеспечивала требуемые характеристики.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2020 Издательство «Курсив»