Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №6 (26), декабрь 2000


Как получить два тиража за те же деньги Cтраница 2
Как получить два тиража за те же деньги Cтраница 3

Ни сантиметра в отходы!

Следующий способ экономии, пожалуй, наиболее эффективен и при грамотном применении позволит получать продукцию практически бесплатно. Речь идет о подстановке. Ранее, в «Курсиве» № 5-99, мы писали об этом способе как методе экономии фототехнической пленки при выводе. Все, что было сказано тогда, справедливо и для экономии бумаги. Напомним кратко о чем идет речь. Если при расположении на стандартном листе бумаги какого-либо издания (под изданием в данном случае можно понимать все: от книжных полос до этикеток или развертки коробки) на листе остается свободное место, то на нем можно разместить другое издание и печатать их совместно (естественно, если позволяет красочность основного издания).

Задача эта непростая, и требует много подготовительных работ. Основная проблема состоит в том, чтобы найти это самое дополнительное издание. Как правило, оно должно быть малоформатным, поскольку все-таки большие припуски практически никогда не получаются. Это определенный набор продукции: открытки, пригласительные билеты, закладки для книг, этикетки, календари, ценники, сувениры, всевозможные беловые товары (блокноты, записные книжки) и т. д. — все ограничивается лишь фантазией.

Проще, конечно, такой метод экономии организовать типографии, специализирующейся на выполнении сторонних заказов. В этом случае под рукой всегда нужно иметь портфель вот таких дополнительных заказов и осуществлять их подстановку по мере возможности.

Справедливости ради следует сказать, что такой принцип работы не такой уж и легкий, а продукция не получится совсем уж бесплатной, поскольку ее нужно как минимум порезать и упаковать. Сравнительно «бесплатно» может получиться лишь бумага и печать.

Отдельно необходимо предостеречь о некоторых казусах, которые иногда возникают при подстановке, особенно когда ее делают неспециалисты. Приходилось встречать некоторые виды монтажа, при которых на обычной одноножевой резальной машине разрезать продукцию без потерь было невозможно (рис. 1).

Рис. 1

Подобные проблемы встречаются не только при подстановке. Приходилось видеть монтаж этикеток, которые вообще нельзя было разрезать на одноножевой резальной машине, этикетки можно было только вырубать из цельного листа, а подобным оборудованием мало кто в нашей стране может похвастаться. Обычно этикетки подобного вида сначала нарезают на отдельные прямоугольные листки бумаги, а затем производят вырубку стопой на специальных прессах. Либо автор этого монтажа не знал о подобной технологии, либо при проектировании такого монтажа стояла единственная задача: разместить максимальное количество этикеток на листе, а как их потом изготавливать было неважно (рис. 2).

Рис. 2

Меньше да лучше?

Речь идет об уменьшении формата печати или, что равносильно, об увеличении тиража. Основная проблема полиграфии последних лет — радикальное сокращение тиражей при увеличении номенклатуры. Ее можно решать по-разному. Увеличение тиража за счет уменьшения формата печати — один из самых лучших способов. Нужно не просто использовать бумагу более меньшего формата на той же печатной машине, нужно печатать на машине меньшего формата. Однако такой способ подходит далеко не для всех видов продукции. Эффективнее всего его использовать для продукции, которая повторяется на печатном листе несколько раз. Речь идет о малоформатных изданиях, в первую очередь этикетках, и то, только в том случае, если уменьшение формата печати не приведет к напрасному расходу бумаги из-за неудачного расположения этикеток на листе.

В этом случае отходы бумаги уменьшаются, так как сокращается количество настроек и приладок машины. Рассмотрим пример. Допустим, требуется отпечатать 100 тыс. этикеток прямоугольной формы. Допустим, на одном листе 62x94 их умещается 60 шт. Таким образом, тираж готовых листов должен быть 1670 шт. Тираж маленький. Для его осуществления потребуется приблизительно 1900 листов бумаги. Если же тот же самый тираж печатать на машине формата GTO и на бумаге в четыре раза меньшего формата (31x47), то на одном листе должно разместиться 15 этикеток. Таким образом, тираж составит 6670 экз. Бумаги потребуется примерно 6900 листов формата 31x47, или 1725 листов формата 62x94. Налицо экономия 185 листов бумаги. На первый взгляд, это не так уж много, однако, если принять во внимание то, что бумага может быть достаточно дорогой (металлизированная, самоклеящаяся и т. д.), то экономия ощутимая.

Естественно, за экономию придется платить увеличением времени производства, однако для современных скоростных печатных машин лишние 5 тыс. оттисков — вопрос примерно получаса.

При больших тиражах эффективным может быть противоположный способ — увеличение формата печати, когда на увеличенном вдвое формате удается разместить не в два, а в два с лишним раза больше тех же этикеток (рис. 3). В результате на изготовление тиража можно будет затратить меньше листов. Однако при малых тиражах на приладку бумаги уйдет больше, чем сэкономится за счет более плотного размещения.

Рис. 3

В заключение хочется сказать, что способы сэкономить бумагу есть, важно понять, нужно ли этими способами пользоваться, и если пользоваться, то какими. Для этого необходимо очень внимательно изучить свое производство и понять, стоит ли игра свеч. Сами мы многими способами пользуемся, и это приносит хорошие результаты.