Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №5 (25), октябрь 2000


Елена Кузнецова,
группа компаний «Регент»,
Начальник Службы PR и рекламы

Сияет, сверкает, искрится…
Мелованная бумага всегда лучше офсетной?



Не всякому человеку даже
гусарский мундир к лицу.

К. Прутков,
Мысли и афоризмы

Проблема выбора была всегда. И полиграфия здесь не исключение. Сделать правильный выбор бумаги для печати издания на сегодняшний день, увы, проблема. И это несмотря на огромный ассортимент бумаг, представленный на современном рынке

Признаемся честно, порой, когда столичные издатели и рекламисты держат в руках плоды работы региональных коллег, на их губах играет снисходительная улыбка: «Ну что ж.... повзрослеют, поумнеют, научатся...» Интересно, что улыбку вызывает не качество препресса или печати. Это, положим, подчас объясняется более или менее объективными причинами, к примеру, качеством оборудования. Обидно то, что уровень издания снижает неправильный выбор бумаги. Давайте же попробуем понять, какие правила выбора полиграфического материала существуют, кем они придуманы и почему нарушаются.

К сожалению, наши рекламщики, издатели и полиграфисты ищут примеры для подражания на Западе. Это объяснимо, ведь даже на непросвещенный взгляд уровень дизайнерской мысли и ее полиграфического воплощения в России ниже, чем, например, в Европе. Благо, что достигли мы своего уровня гигантскими прыжками и того гляди перегоним «учителей». Но об этом в другой раз.

Чем же руководствуются западные печатники, выбирая бумагу для изготовления листовки, буклета, корпоративного бюллетеня, журнала. Наличием бумаги у продавца? Естественно, нет. На Западе ассортимент бумаг огромен. Слава Богу, в последнее время и в России это тоже перестало быть каким бы то ни было ограничивающим фактором. Бумага есть, любых сортов, плотности, формата. Тогда, может быть, уровнем цены или качества? Безусловно, в первую очередь и тем, и другим. Причем рачительные «капиталисты» тщательно продумывают свои требования к качеству полиграфического материала и в зависимости от этого выбирают класс бумаги или картона, а значит и их ценовой уровень. Когда принцип часто срабатывает, он становится правилом. Когда правило часто используют, оно превращается в закон. Закон выбора бумаги как закон хорошего вкуса — сдержанность, простота, строгость.

Как надо?

При выборе бумаги для того или иного издания важно учитывать ряд факторов. Перечислим некоторые из них.

  • Ценовая группа готовой печатной продукции. Достаточно бессмысленно печатать дешевую черно-белую газету на дорогой мелованной бумаге и наоборот — книгу по искусству за 50–100 долл. на бумаге «офсетная № 1».
  • Уровень респектабельности. Как Вы думаете, как будет смотреться годовой отчет, напечатанный на газетной бумаге? В то же время печатать комиксы на дизайнерских бумагах не только дорого, но и бессмысленно.
  • Срок использования. Есть виды печатной продукции, которые призваны служить долго (например, книги) и те, которые «живут» всего несколько дней или даже часов (например, рекламные листовки). Для определенной продукции нужны определенные виды бумаги.
  • Способ использования. При выборе бумаги надо учитывать, будет ли подвергаться продукция воздействию солнца (например, альбом по искусству вряд ли возьмут с собой на пляж, а вот комиксы или модные нынче любовные романы — наверняка), влаги или небольшим механическим нагрузкам (например, если книгу читают в транспорте).

А что у нас?

Как же выбирают бумагу у нас, в России? Посмотрите на наши отраслевые издания, которые, казалось бы, обязаны быть самыми передовыми и правильными в отношении полиграфического исполнения. Взгляните на плоды рекламной полиграфии: буклеты, каталоги, листовки. Что вы видите? Мелованную бумагу многослойного мелования для ВХИ (высокохудожественных изданий). Как правило, глянцевую. Плотностью не ниже 130 г\м2. Почему, господа? Почему мы таким образом подходим к выбору бумаг? За что мы переплачиваем как минимум 25% от стоимости материала каждый раз, когда печатаем на мелованной бумаге для высокохудожественных изданий, как ее называют оптовики-«бумажники»? Вся печатная продукция делится на разные виды, которые имеют свою специфику: журнал — оперативное издание с недолгим сроком службы, буклет — представительская продукция, каталог — предназначен для «интенсивного» пользования, календарь — для долговременного и т. д.) А бумага для печати всех изданий используется одна и та же. Почему? Причин несколько.

Кто виноват?

  • Привычка. Автор статьи слишком молода, чтобы знать почему, но когда-то очень давно повелось, что все достойные издания печатались на глянцевой бумаге. Сейчас же печатники не спешат использовать современные полиграфические материалы и советовать их заказчикам. «Посеешь привычку — пожнешь характер». Какой характер у отечественных печатников?
  • «Понты». До сих пор и заказчики, и печатники, и читатели идут на поводу у собственных стереотипов: если отпечатано на глянце, значит люди небедные да и издание хорошее. Однако отрадно, что все чаще здравый смысл и просто рациональность берут свое. Приходит понимание того, что текст, напечатанный на глянцевой меловке, трудно читать, а тяжелое из-за высокой плотности издание накладно рассылать по почте.
  • Незнание общемировых правил подбора бумаги и современных полиграфических материалов. Это, пожалуй, самая объективная причина — беда, которой можно помочь. Во-первых, в крупных и прогрессивных компаниях, торгующих бумагой и картоном, работает квалифицированный персонал, который компетентно поможет подобрать материал для печати Вашего издания. Во-вторых, в тех же компаниях или в отраслевой прессе можно найти всю информацию о новинках полиграфического рынка с рекомендациями по использованию. В-третьих, поставщики бумаги и картона периодически проводят обучающие семинарские занятия для всех желающих. Рассчитывая на привлечение региональных клиентов, московские офисы этих компаний стараются проводить семинары, приурочивая их к крупным выставкам. (ГК «Регент» в рамках выставки «ПолиграфИнтер-2000» проведет семинар, посвященный технологии печати на бумаге «Джи Принт» (она появилась на рынке всего пару месяцев назад), основным выступающим на котором будет технолог со шведской фабрики компании Stora Enso!). Ну, и в-четвертых, некоторые правила выбора бумаги читатель может узнать прямо сейчас.

Что делать?

  • Журналы. Мелованная бумага выбирается в качестве материала для печати только в том случае, когда характер издания подразумевает наличие на его страницах репродукций, высококачественных иллюстраций, рекламы дорогих товаров, в частности, косметики. Точность цветопередачи и качество изображения важны для журналов «Домовой», «Космополитен». Еженедельники, серьезные деловые издания, в которых внимание читателя сосредоточено на тексте, а не на картинке, предполагают выбор менее дорогой и, главное, менее глянцевой бумаги. Например, подойдет универсальная мелованная бумага «Джи-принт». Будучи бумагой однослойного мелования, она благодаря своему уровню гладкости позволяет получить изображение, по качеству не уступающее изображениям на бумагах многослойного мелования с матовым покрытием. Это дает возможность в большинстве случаев использовать ее в качестве альтернативы традиционным бумагам, применяемым для высокохудожественных изданий. Учитывая, что эта бумага почти на 25% дешевле мелованных бумаг для ВХИ, выгода от ее использования для журналов очевидна.
  • Каталоги. Известно, что каталоги одежды и товаров для дома, такие как, например, «ОТТО», печатаются на специальной книжно-журнальной бумаге для толстых изданий. Это объясняется тем, что западные компании, издающие каталоги своих товаров, во-первых, имеют достаточно широкий ассортимент, чтобы не увеличивать искусственным образом толщину своего каталога, во-вторых, планируют его к раздаче или, что еще чаще, к рассылке. Рачительному заказчику можно посоветовать выбрать для печати своего каталога одну из низких плотностей «Джи-принта»: качество полноцветных иллюстраций несказанно выше, чем на книжно-журнальной бумаге, а цена — та же. Кроме того, каталог, отпечатанный на универсальной мелованной бумаге, выигрывает еще и тем, что на его страницах не остается отпечатков от прикосновения рук, что позволяет изданию долгое время сохранять презентабельный вид.
  • Листовки. Рекламные листовки, как правило, предназначены для распространения информации и раздаются бесплатно. В этом случае тем более не понятно, почему их печатают на мелованной бумаге для ВХИ. Как мы уже говорили, стоимость бумаг однослойного мелования примерно на четверть ниже, чем мелованной для ВХИ. Учитывая то, что современные бумаги производятся самой разнообразной плотности, например, от 80 до 250 г\м2, замена материала для печати на более экономичный проходит безболезненно. А в принципе листовки для раздачи можно печатать и на еще более дешевых сортах бумаги.
  • Настенные перекидные полноцветные календари. Если рассматривать этот вид календарей, то очевидно, что чем меньше глянца у бумаги, тем меньше количество бликов и тем лучше календари «читаются» с дальнего расстояния. Вот почему западные рекламные агентства выбирают для печати таких календарей матовую мелованную бумагу. Она меньше других изменяет свой цвет под воздействием света, не желтеет, не сереет и легче других переносит колебания влажности воздуха (ее от этого не скручивает).
  • Календари, ежедневники. Производители полиграфических материалов рассчитывают на использование именно книжно-журнальных бумаг при печати квартальных календарей и ежедневников. Вот почему они уделяют особое внимание такой характеристике бумаги, как пухлость, непрозрачность. Понятно, что большие перекидные настенные календари со сложными иллюстрациями лучше печатать на мелованной бумаге. Но о чем думал мой недавний собеседник, предложивший напечатать квартальный настенный календарь для ГК «Регент», используя для блоков глянцевую меловку?!
    При выборе бумаг для печати ежедневников следует иметь в виду, что на них, возможно, захочется что-то записать, а писать на глянцевой мелованной бумаге весьма непросто, да и на матовой не намного лучше.

Петр I в одном из своих указов обязывал бояр при публичных выступлениях «по написанному не читать, дабы дурь каждого видна была». В рыночной экономике за нас говорит наш товар. Давайте задумываться о том, что видят наши клиенты.

Комментарий редакции

О традиции выбора

Тема, поднятая в статье, очень злободневна. Действительно, последствия некорректного выбора бумаги сейчас можно наблюдать на каждом шагу. И как правильно отметила автор статьи, первая причина этого историческая. В советское время в нашей стране ассортимент бумаг был очень скудным, и как-то так повелось, что они, в основном, делились на дешевые газетные, чуть более дорогие бумаги для офсетной и высокой печати (из которой самая лучшая была «офсетная №1») и дорогую мелованную бумагу, которая использовалась крайне редко и только для очень престижных изданий. Причем мелованная бумага была почти на 100% глянцевой. Вот все и привыкли: если напечатано на меловке — значит продукция солидная. Хотя сейчас ассортимент бумаг увеличился — привычки-то остались.

Да и банальная некомпетентность не радует. В настоящее время не так много специалистов, которые бы хорошо разбирались во всем ассортименте бумаг, а учитывая привычки, в них разбираться и не очень хочется. Издательство «Курсив» старается по мере сил рассказывать о новинках бумажного рынка и областях их применения (для этого у нас в журнале под обложкой иногда размещается вкладка с образцами новых бумаг).

Что же касается непосредственно журналов, то тут ситуация в последнее время вряд ли улучшится кардинальным образом. Причина здесь в психологии. Мы стараемся печатать наши издания на матовой бумаге не очень высокой плотности, однако нам несколько раз приходилось слышать от наших рекламодателей следующие фразы: «А журнальчик то у Вас…, вот у Ваших конкурентов журнал и объемнее, и бумага плотная, дорогая, глянцевая. И лак на обложке...» Такие фразы заставляют задуматься. И такая проблема не только у нас, полиграфических изданий. Ну не хотим мы печатать журнал на глянцевой бумаге — жалко нам читателей!

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что не сформировался у нас пока должный уровень культуры производства изданий, да и не только изданий.