Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №4 (24), август 2000


DRUPA-2000:
печатные процессы

Поскольку основа полиграфии, как это неудивительно, печатные процессы, при посещении Drupa нам было в первую очередь интересно, в каком направлении они будут развиваться и какие технологии станут популярны в ближайшем будущем.

Надо сказать, что полиграфическая промышленность на мировом уровне достаточно развита и в подавляющем большинстве случаев превосходно справляется с возложенными на нее задачами. Поэтому ее дальнейшее развитие направлено на совершенствование и модернизацию. Во всяком случае, никаких революционных изменений в мире полиграфии не предвидится, хотя, как позже выяснилось, некоторые участники рынка этого слегка опасались. После нашего возвращения с выставки один руководитель, недавно купивший типографию, полушутя-полусерьезно задал вопрос: «Ну что, как у них там? Офсетную печать не отменят?» Так вот, успокоим хозяев типографий: ничего революционного не произошло, и офсетную печать «не отменят». Однако некоторые изменения в этой области все же есть, о них мы и поговорим.

Явная тенденция последнего времени — узкая специализация оборудования. Теперь оно предназначено для производства только конкретных видов печатной продукции. Соответственно, для того, чтобы проанализировать направления развития печатного оборудования, попытаемся проклассифицировать наиболее типичную печатную продукцию. Задача эта довольно сложная. Однако именно спрос на тот или иной вид печатной продукции обусловливает ответную реакцию производителей полиграфического оборудования.

Наиболее типичные виды печатной продукции

Упаковка и этикетка. Первое, на что обращаешь внимание при посещении выставки (просим прощение за тавтологию) — большое внимание, уделяемое производству этикеток и упаковки. Жесткая конкуренция между товаропроизводителями требует все более совершенных видов упаковки, обеспечивающих спрос у покупателей. Понятно, что, с одной стороны, этикетки и упаковка должны выглядеть максимально привлекательно, для чего помимо высококачественной печати используют различные виды отделки: все известные типы лакирования, позолоту, тиснение, фигурную вырубку и многое другое. С другой стороны, производство упаковки для товаропроизводителя — процес, требующий затрат, соответственно, ее себестоимость должна быть минимальной. Так что налицо некоторый парадокс: продукт должен выглядеть привлекательно, престижно и дорого, но стоить при этом минимум.

Периодические издания. Они составляют значительную часть рынка выпускаемой печатной продукции. Скорее всего, в ближайшее время такая ситуация сохранится. Однако в этом секторе происходят некоторые изменения. Необходимо иметь в виду, что все «бумажные» средства массовой информации (особенно газеты) испытывают жесткую конкуренцию со стороны Интернета и проигрывают ему по оперативности подачи информации, да и по удобству пользования. В результате, их основной задачей становится увеличение оперативности производства и повышение качества. Немаловажным также становится и фактор себестоимости, поскольку производство виртуального издания стоит в несколько раз меньше, чем вещественного.

Книги. Этот вид печатной продукции следует разделить на еще несколько подвидов, которые имеют свои тенденции развития. Особенно большой объем производства в развитых странах занимают книги для чтения, в первую очередь, известные всем карманные книги. Особенность книжных изданий в том, что они продаются, как правило, во много раз дороже стоимости своего производства из-за ценности содержащейся в них информации. Поэтому некоторые колебания себестоимости издания не так важны для издателя, как некоторые возможности маневра. Например, для большинства издателей было бы очень удобно печатать издания небольшими партиями по мере распространения (а не так как это принято сейчас — печатать сразу сравнительно большой тираж, чтобы снизить стоимость единицы продукции).

Рекламная продукция — самый желанный для большинства типографий заказ. Это прежде всего буклеты, проспекты, календари, каталоги товаров, бланки, открытки и т. д. Здесь главная особенность в том, что заказчик такой продукции, как правило, не очень хорошо разбирается в полиграфии и он готов заплатить большие деньги. Однако у этой категории заказчиков появились в последнее время некоторые требования: тираж должен быть небольшой, напечатан он должен быть «вчера» с качеством «супер», потому что «у конкурента уже есть крутой буклет». В общем, в этом сегменте появляются свои проблемы.

«Специальные виды» печатной продукции. Не очень удачное название, однако других идей по наименованию этого класса пока нет. Продукция такого типа существовала всегда, однако печатной она стала сравнительно недавно. Ранее обходились другими средствами. Скажем, доклад для презентации перепечатывали на пишущей машинке и размножали на копировальном аппарате. Однако в последнее время требования к оперативности и качеству возросли. Теперь тот же самый доклад по качеству воспроизведения должен быть почти не отличим от хорошего журнала да еще и сброшюрован. А изготовить все это необходимо срочно — за два часа перед началом мероприятия да и ограниченным тиражом, к примеру, 255 экз (по количеству участников).

Сюда же можно отнести печатную продукцию с часто обновляемой (например, ресторанные меню) и персонифицированной информацией и т. д.

Примерно так можно классифицировать все разнообразие печатной продукции (если, конечно, не считать совсем экзотических видов продукции, таких как школьные тетради, обои, уличные плакаты или сувениры). Напомним, что описываемые тенденции характерны в первую очередь для мировой экономики — Россия имеет целый ряд особенностей, но о них в следующий раз.

Общие тенденции

Развитие экономики, безусловно, оказывает влияние и на полиграфию. Информационные технологии постепенно становятся доминирующими в распространении информации. Чтобы иметь возможность конкурировать с ними, полиграфия должна предпринять ряд усилий. Во-первых, необходимо максимально сократить цикл выпуска печатной продукции — сегодня заказчик не хочет долго ждать. Во-вторых, поскольку средняя тиражность печатной продукции падает, полиграфия должна иметь возможность эффективно изготавливать малые тиражи. В-третьих, качество печати должно быть очень высоким, иначе заказчик не будет платить деньги.

Пульт управления с поддержкой CIP3 можно теперь установить практически к любой машине

Размещение пульта управления на приемном столе — в последнее время популярное техническое решение (реализация от Komori)

Таким образом, с учетом всех этих факторов (оперативность, малые тиражи, качество), как нам кажется, и развивается современная полиграфическая индустрия. Попытаемся проанализировать, как реагируют на сложившуюся ситуацию производители оборудования.

Печать этикеток и упаковки

Практически все ведущие производители полиграфического оборудования демонстрировали на Drupa-2000 печатные машины, специально предназначенные для печати этикеток и упаковки. Прежде всего это машины с большим количеством печатных секций (например, пять-шесть), без устройства переворота листа, но обязательно с лакировальными секциями, причем сразу с несколькими (например, для нанесения грунта, глянцевого и перламутрового лака). Популярность таких модификаций обусловлена тем, что этикеточная и упаковочная продукция требует использования максимально возможного количества способов отделки, причем, если эта отделка выполняется за один прогон, себестоимость продукции снижается, что и требуется заказчику.

Маркетинговые исследования показали, что наиболее приемлемый формат машины для печати этикетки и упаковки — 50x70 см. На листе такого формата легко размещаются развертки небольших картонных коробок — именно такие коробки печатают на офсетных машинах. Коробки же большего формата изготавливают из такого картона, который не может быть запечатан на офсетных машинах.

Было представлено большое количество новинок указанного формата, предназначенных для печати упаковки — Heidelberg Speedmaster CP 74, KBA Rapida 74, Komori Lithrone 28, Man Roland 500, Mitsubishi 1F, Ryobi 685 и др. Вообще, посещение Drupa показало, что наибольшее количество новинок среди машин классического принципа построения именно полулистного формата.

Новая машина среднего формата Roland 500 концерна MAN Roland

Новая машина полулистного формата (ширина листа 680 мм) от фирмы Ryobi

Интересно, что некоторые фирмы (в частности, KBA) предложили запечатывать в офсетной печатной машине микрогофрокартон для дальнейшего изготовления из него коробок.

В последнее время все больше фирм предлагают использовать краски с ультрафиолетовым утверждением, для чего дополнительно оснащают машины одной или несколькими УФ-сушильными секциями. Это позволяет запечатывать большое количество разнообразных материалов, что значительно расширяет возможности печати этикеточной и упаковочной продукции.

Следует отметить, что большой объем упаковки печатается флексографией, трафаретной и глубокой печатью, а также специальными видами высокой печати. Об этом см. «Флексо Плюс», № 4-2000.

Печатные процессы Cтраница 1