Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №3 (23), июнь 2000


Персональное дело Cтраница 2

Почему все-таки Hexa?

Выбор именно шестикрасочного синтеза — ключ к пониманию всех особенностей технологии Pantone. Хорошо известно, что послужило для этого формальной причиной: в момент разработки спецификаций Hexachrome число шестикрасочных печатных машин более чем на порядок превосходило число семикрасочных*, и чтобы обеспечить запечатку стороны листа за один прогон, было принято решение ограничить число дополнительных красок двумя (оранжевой и зеленой), а расширения цветового охвата в области синих тонов добиваться за счет замены стандартной триады на холодную (рис. 1а).

Рис. 1. Цветовые тона первичных компонент синтеза и двойных наложений (проекция LCH):
а — Hexachrome

Но если следовать такой логике, то число пятикрасочных машин еще на порядок больше, чем шестикрасочных, и почему бы было не ограничиться одним дополнительным цветом (это вовсе не шутка — К. И.)? На первый взгляд, вполне логичным кажется использование синей дополнительной краски (именно в этой области у стандартной триады самые большие проблемы при воспроизведении природных цветов) при одновременном переходе к теплой триаде для улучшения воспроизведения красно-оранжевых тонов (рис. 1б).

Рис. 1. Цветовые тона первичных компонент синтеза и двойных наложений (проекция LCH):
б — гипотетическая теплая триада для печати с дополнительной синей краской

Конечно, использование синей дополнительной краски при традиционном растрировании вызывает большие проблемы, которые мы подробно рассматривали раньше (см. К. Игнатов «За отсутствием гербовой пишут на простой», «Курсив» № 1-2000, с. 22). Суть этих проблем сводится к тому, что «синий» растр нельзя располагать под «желтым» углом (кстати, это наверняка послужило одним из аргументов при выборе дополнительных красок для Hexachrome). Однако можно рассматривать и другую реализацию пятикрасочного синтеза — красно-оранжевый дополнительный цвет в сочетании с холодной триадой (рис. 1в). Для адекватного воспроизведения естественных природных цветов этого могло быть достаточно.

Рис. 1. Цветовые тона первичных компонент синтеза и двойных наложений (проекция LCH):
в — гипотетическая холодная триада для печати с дополнительной оранжевой краской

Но не эту цель поставили перед собой аналитики Pantone, и тут нужно отдать им должное. Стремительно развивающийся все последние годы рынок печати на упаковке — вот что было их целью. Задача была сформулирована так: выбрать такие первичные цвета для новой технологии, чтобы иметь возможность (хотя бы теоретическую) точно воспроизвести как можно больше цветов из собственного каталога Pantone Matching System (PMS), а все остальное — уж как получится. В предыдущих статьях уже отмечалось, что эта задача далеко не тождественна задаче адекватного синтеза цветов природных объектов (кстати, именно исходя из последней подбирались краски евротриады), и, соответственно, результаты получились совершенно разными.

В итоге оказалось, что более 90% цветов PMS может быть синтезировано с использованием шести первичных цветов. У автора нет точных данных, но есть серьезное предположение, что добавление седьмой первичной компоненты не только не позволяло довести эту цифру до 100%, но даже и не слишком ее увеличивало (типичный «эффект чемпиона»). В сочетании с преобладанием шестикрасочных печатных машин и проблемами с углом поворота растра для дополнительной синей краски было принято решение остановиться на шестикомпонентном синтезе.

Итак, появление Hexachrome ни в коей мере не было обусловлено заботой о качестве репродукций (это просто побочное действие новой технологии), но исключительно стремлением расширить возможности дизайнеров в привлечении взглядов покупателей — теперь в изданиях в изобилии могут присутствовать самые ядовитые цвета. В упаковочно-этикеточном производстве, всегда оперировавшем цветами не в терминах состава первичных триадных компонент, а в терминах номеров по каталогу Pantone, при отсутствии «фирменных» цветов экономический эффект от применения технологии Hexachrome налицо — дополнительные краски действительно не нужны.

Косвенным подтверждением вышесказанного является очень бедный инструментарий Hexachrome для работы с иллюстрациями, а также очень сильная задержка появления даже этих средств после объявления новой технологии — они просто не требовались для ее основного применения. Более того, по-настоящему серьезные средства до сих пор есть только у VISU Technologies, и стоят они немалых денег. Модуль HexImage для Photoshop, который был использован редакцией «Курсива» для подготовки вкладки в № 1-2000 — это не более чем современная аранжировка на старую тему HexWrench: оба не только работают по малопонятным алгоритмам, но не содержат даже элементарных настроек, хотя бы установки точек «черного» и «белого». В общем, типичный ширпотреб, которого, однако, в большинстве случаев достаточно для упаковочно-этикеточного производства.

Зачем изобретать велосипед?

Еще один важный вопрос: неужели в новой технологии нельзя было сохранить европейскую триаду, просто дополнив ее? Наверное, полностью этого сделать было нельзя — ведь, как мы уже знаем, новая триада должна была быть холодной, чтобы обеспечить хороший синтез сине-фиолетовых тонов. Однако автор почти уверен, что менять ВСЕ триадные краски было совершенно необязательно. Известно, что решающее значение для «теплоты» или «холодности» триады имеет пурпурная компонента — например, процесс создания евротриады во многом сводился к выбору именно ее характеристик. Скорее всего, и в случае Hexachrome желаемого «похолодания» можно было добиться только изменением пурпурной краски. Пусть при этом число воспроизводимых цветов PMS будет не более 90%, а менее 90% — но сохранится преемственность технологий.** Однако этого сделано не было; более того, в качестве первичных не были даже выбраны какие-нибудь цвета из каталога PMS (что было бы вполне логично, поскольку уж речь зашла об адекватном синтезе цветов именно из этого каталога).

В порядке эксперимента попробуем определить подходящие для Hexachrome первичные цвета PMS. В качестве исходных данных воспользуемся колориметрией соответствующих полей вкладки в «Курсив» № 2-2000, и с помощью функции Match программы ColorShop фирмы X-Rite подберем ближайшие к ним цвета PMS. Результаты приведены в таблице; разумеется, все это совершенно неофициально, но достаточно убедительно — технической необходимости выбирать для Hexachrome уникальные первичные цвета не было.

Hexachrome
Ближайший цвет PMS
Отклонение цвета, ?Е
Cyan
801
5,29
Magenta
239
4,9
Yellow
108
4,76
Black
419
3,19
Orange
152
9,1
Green
362
15,9

Подбор цветов Pantone Matching Systems, ближайший к первичным цветам Hexachrome

Итак, вместо использования первичных цветов с давно известной (читай: уже лицензированной всеми поставщиками — К. И.) колориметрией полиграфистам были предложены таинственные «специальные краски Hexachrome» с до сих пор официально не опубликованными спецификациями. Это, безусловно, был сознательный выбор Pantone, направленный на увеличение числа продаваемых лицензий, но фактически ставящий технологию Hexachrome вне открытых систем, характерных для нынешнего времени вообще и для полиграфии в частности. Насколько это решение окажется финансово оправданным, покажет будущее, но текущее положение дел оснований для оптимизма не дает.

На этом мы закончим обсуждение «персонального дела» Pantone и перейдем к рассмотрению технических подробностей.

Продукт своего времени

Hexachrome, будучи частью великой настольной полиграфической революции, полностью следует принципам «настольных» систем. Непосредственными исходными данными для получения состава цветов шестикрасочного синтеза являются не оригиналы как таковые, а файлы с промежуточными результатами сканирования этих оригиналов. Цветоделение является математической абстракцией и сводится к пересчету цветов из цветового пространства исходного файла (а это может быть RGB, Lab и даже CMYK) в цветовое пространство шестикрасочного синтеза; для обозначения этого процесса иногда вместо термина Color Separation используется более точно соответствующий сути Color Rendering.

Это стандартная задача Color Managment, для решения которой необходимы всего три вещи:

  • должен в той или иной форме существовать профиль входного файла;
  • должен существовать выходной профиль (для шестицветного печатного процесса);
  • модуль пересчета цветов (CMM) должен уметь работать с этими профилями.

С входным профилем проблем нет никаких — для его построения может применяться любая программа «профилирования»; средства для построения выходных профилей также известны — это ColorTune Pro и ColorBlind Professional (кстати, последний умеет строить профили и для других технологий HiFi Color). Впрочем, профили печатных процессов обычно предпочитают не строить, а брать готовые.

Остался последний вопрос: кто может с шестицветными профилями работать. Apple утверждает, что это умеет ColorSync, так что все, казалось бы, хорошо — можно использовать. Однако результаты, приведенные на стороне 2 вкладки в «Курсив» № 1-2000, оставляют желать хотя бы немного лучшего, подтверждая подозрение, что прямой путь самый короткий только в геометрии.

Иной подход применен в программе ICIS фирмы VISU Technologies, но продукты этой фирмы — тема отдельного разговора. Здесь отметим лишь, что работа ICIS строится не вокруг ICC-профилей, а основана на физике цвета. Такой подход требует больших затрат (в отличие от условно бесплатного HexImage, ICIS стоит немалых денег) и высокой квалификации оператора, но при наличии последней результат больше соответствует ожиданиям.


* Pantone приводит следующие данные: только в Америке в это время было установлено около 7 тыс. шестикрасочных машин, в то время как семикрасочных во всем мире было чуть более 300.

** Кстати, именно по этому пути пошли разработчики eder MCS — там вместо Process Magenta используется Pantone Phodamine Red и близкие к ней краски других производителей, а голубая и пурпурная краски остались без изменений. Такое умышленное «охлаждение» триады, по-видимому, делалось для уменьшения потребности в дополнительной краске из синей области, вызывающей проблемы с углами поворота растра.

Персональное дело Cтраница 2