Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №6 (20), декабрь 1999


Константин Игнатов,
заместитель главного редактора журнала «Курсив»

Как до этого не додумались раньше?


По правде говоря, Пятачок огорчился,
что не ему первому пришла в голову
эта замечательная мысль.

А. Милн. Винни-Пух и все-все-все

Продолжаем цикл статей под общим названием «Hi Fi Color». Сегодня разговор пойдет о семикрасочной технологии Opalton и ее отличиях от конкурентов.

Если Ваша цель состоит в расширении цветового охвата иллюстраций при сохранении естественности репродукций (воспроизведение памятных цветов, объем и проработка деталей изображения), то, по мнению автора, Opaltone — лучшая технология многоцветного синтеза

Как мы и обещали, начинаем знакомить читателей с «кухней» различных методов многокрасочного синтеза. В этом номере речь пойдет о семицветной технологии Opaltone, результаты работы которой читатели видели на вкладке в предыдущий номер. Основные принципы цветоделения Opaltone изложены в патенте США № 5751326 от 12 мая 1998 г. и сводятся к следующему.

Известно, что в процессе триадного репродуцирования диапазон оптических плотностей оригинала (для среднего слайда это примерно от 0 до 3,0 D) должен быть преобразован к диапазону плотностей печатного процесса (для офсетной печати триадой примерно от 0 до 2,0 D), для чего в сигнальные каналы сканера вносятся специальные предыскажения, сужающие динамический диапазон выходных сигналов этих каналов (рис. 1). Основные искажения приходятся на область градаций оригинала от полутонов до теней, поскольку восприятие человеком* темных участков хуже, чем светлых.

Рис. 1. Схема настройки градационных характеристик сканера

«Зри в корень!»

Идея изобретения М. Бернаскони (Matthew Bernasconi) проста, как все гениальное: он предлагает устранить принципиальную погрешность триадного репродуцирования — необходимость сжатия тонового диапазона оригинала. Дополнительные цвета используются для сохранения на репродукции исходных плотностей оригинала (заполнения синей области на рис. 1) везде, где это необходимо и где состав дополнительных цветов допускает такую возможность.

Другой отличительной особенностью технологии Opaltone является то, что для ее реализации используется «стандартный» цветокорректор (точнее, его сканирующая часть — Прим. авт.), без каких-либо аппаратных модификаций и даже, как показалось автору, без дополнительных программ — результатов добиваются только изменением управляющих таблиц.

Сканирование оригиналов по технологии Opaltone осуществляется в два прохода. Сначала выполняется совершенно обычное сканирование в CMYK, при котором диапазон оптических плотностей оригинала сжимается до диапазона оптических плотностей триадной репродукции с потерей примерно 1,0 D (для справки: количество градаций при этом сокращается в 10 раз). Результаты первого сканирования с успехом могут использоваться для триадного репродуцирования, что и было проделано на стороне 1 вкладки в «Курсив» № 5-99. Необходимо подчеркнуть, что эти результаты полностью определяют состав цветов в каналах C, M, Y и K — эти цветовые компоненты в дальнейшем меняться уже не будут. Таким образом, хорошие (с привычной для оценки триадной репродукции точки зрения) результаты первого сканирования служат гарантией хорошего финального результата — ведь на втором этапе триадное изображение просто «подкрашивается» в областях бинаров (рис. 2), а все его детали (обусловленные поведением загрязняющих цветов) и резкость сохраняются.

голубой

пурпурный

желтый

красный

синий

зеленый

телесный

серый

Рис. 2. Графики состава цветов по шкалам серого, основных цветов и телесных цветов

Единственная особенность первого этапа — применение алгоритмов GCR с довольно высоким уровнем серой компоненты (50%). Почему именно 50%, автор сказать не может — скорее всего, это компромисс между двумя противоречивыми требованиями. С одной стороны, уровень ахроматической компоненты нужно увеличивать: это позволяет уменьшить максимальный краскоперенос для основных цветов и, самое главное, снизить вероятность появления муара из-за взаимодействия растровых структур основного и дополнительного цвета, повернутых на один и тот же угол. С другой стороны, увеличение уровня ахроматической компоненты в ущерб загрязняющим цветам приводит к потере объема и деталей изображения.

Далее производятся изменения в настройках сканера и выполняется второе сканирование (в терминологии Бернаскони saturation scan — сканирование насыщенности). Суть изменений в настройках сводится к следующему:

  • точка «черного» устанавливается на уровне 3,0 D;
  • сжатие динамического диапазона оригинала в процессе сканирования не производится;
  • для обеспечения двух предыдущих пунктов точка «белого» устанавливается на уровне 1,0 D — на 2,0 D (динамический диапазон офсетной печати) выше точки «черного»;
  • градационную характеристику второго сканирования формируют как разность градационной характеристики семицветной репродукции (близка к линейной) и градационной характеристики первого сканирования;
  • формирование выходных сигналов в каждом цветовом канале производится на основе сигналов от фотоумножителей двух оставшихся каналов по аналогии с формированием черного по сигналам трех цветовых каналов (подробнее об этом см. в разделе «Федот, да не тот…»);
  • нерезкое маскирование подавляется — видимо, поскольку рисующие цвета сформированы при первом сканировании;
  • чтобы не выйти за пределы ограничений по максимальному краскопереносу, в области нейтральных тонов применяется алгоритм вычитания дополнительных цветов из-под «виртуального» черного**; в результате этой операции удаляется 80% ахроматической компоненты второго сканирования;
  • баланс серых тонов для дополнительных цветов устанавливается как 50:50:50 — именно исходя из этого выбраны дополнительные первичные цвета и накаты красок для них.

Отметим, что оба сканирования выполняются при одних и тех же режимах цветокоррекции, да и вообще вмешательство оператора при выполнении второго сканирования минимально.

Авторская справка
Color Separation или Color Conversion —
вот в чем вопрос!

Необходимо остановиться на фундаментальном отличии технологии Opaltone от своих конкурентов. Сам изобретатель Opaltone М. Бернаскони формулирует это отличие так: «Opaltone — это запатентованная технология цветоделения на семь красок, и других аналогов у нее просто нет. Существует большая путаница, связанная с понятиями «цветоделение» (в оригинале color separation — Прим. авт.) и «преобразование цвета» (в оригинале color conversion — Прим. авт.) Цветоделение на семь красок есть формирование семи первичных компонент субтрактивного синтеза в результате считывания информации с аналогового оригинала через соответствующие фильтры, и этот процесс до сих пор не имеет сколько-нибудь адекватного цифрового эквивалента. Получение семи первичных компонент субтрактивного синтеза из RGB-файла, который представляет собой три первичные компоненты аддитивного синтеза, не является цветоделением вообще — это просто преобразование уже поделенного на три компоненты (R, G и B) файла в другую форму математическими средствами по некоторым сомнительным критериям. Самый короткий путь между двумя точками — это прямая, поэтому результаты репродуцирования при прямом цветоделении оригинала на первичные компоненты для синтеза нужного типа будут всегда лучше, чем результаты вторичного преобразования цифровой информации, полученной первичным делением на компоненты для другого синтеза.»

М. Бернаскони

К сказанному можно еще добавить, что до самого недавнего времени файлы RGB (как, впрочем, и Lab) имели еще и низкую разрядность — по 8 бит на цвет, что сильно затрудняло хоть сколько-нибудь сложные преобразования цветов. Лишь недавно «настольные» средства стали поддерживать работу с 16 битами на цвет, что хотя бы теоретически допускает адекватные нелинейные преобразования.

Известно, что процедура цветоделения в чистом виде применяется во всех цветокорректорах, а преобразование цветов — основной алгоритм в настольных системах. Последние имеют огромное преимущество — низкую стоимость; собственно, именно это и сделало цветное репродуцирование широко доступным. Однако невысокое качество преобразований цветов в настольных системах первого поколения было видно невооруженным взглядом, и последние несколько лет мы являемся свидетелями попыток его улучшения, причем явно экстенсивным путем. Почти все настольные системы строятся вокруг ICC-профилей, а алгоритмы работы с цветом заменяются простыми алгоритмами интерполяции. Из рассказа О’Генри «Вождь краснокожих» всем давно известно, что песок — неважная замена овсу, и потому результат вполне предсказуем: число опорных точек, необходимых для успешной интерполяции (то есть количество измерений при построении профиля) год от года растет. В настоящее время лучшие программы «профилирования» даже для профиля триадного процесса требуют измерения 400–800 образцов. Построение же профиля для процесса семицветного синтеза приведет к еще большему возрастанию числа измерений — можно ожидать, что примерно вдвое для каждого дополнительного цвета.

Ясно, что путь этот тернист, и уведет он нас далеко, а потому использование цветоделения «в чистом виде» сулит серьезные выгоды. Что интересно, сомнительность работы с ICC-профилями осознали и некоторые производители «настольных» средств, и почти все разработчики технологий многокрасочного репродуцирования (из известных реализаций HiFi Color ICC-профили используются лишь в ColorTune Pro от Agfa для процесса Hexachrome).


* Имеется в виду нормальный человек, которого интересует изображение в целом, а не полиграфист, который смотрит на качество печати — Прим. авт.

** Виртуального, поскольку при втором сканировании черной компоненты как таковой не формируется.

Как до этого не додумались раньше? Cтраница 1