Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №3 (17), июнь 1999


Экономика должна быть экономной Cтраница 2

Тиражи меньше — простои больше

Рассмотрим, как влияют вышеописанные тенденции на состояние дел в некой средней типографии.

Авторская справка
Себестоимость производства печатной продукции

Себестоимость производства для каждого предприятия — величина индивидуальная. Однако законы ее формирования объективны. Таким образом, индивидуальна только величина себестоимости, а ее составляющие всегда одинаковые. Реально она состоит из целого ряда отдельных элементов (рис. а).

Рис. а.

Причем среди них есть значения, которые зависят от конкретной продукции (материалы для ее изготовления и сама работа) и значения постоянные, не зависящие от конкретной продукции (амортизация оборудования, заработная плата персонала, аренда помещений, коммунальные платежи и т. д.), которые необходимо оплачивать в любом случае и независимо от количества изготовленной продукции. При этом, естественно, что чем больше продукции изготовлено в единицу времени, тем меньше значение постоянной величины себестоимости и выше прибыль. При определенном количестве заказов изготавливать продукцию совершенно невыгодно см. на рис. б.

Рис. б.

Вначале небольшое отступление. Известно, что основой любой типографии является печатная машина, которая, собственно, и создает «добавленную стоимость». Как правило, все остальное оборудование используется для обслуживания печатной машины (на самом деле это не совсем так, подробнее см. авторскую справку «Себестоимость производства печатной продукции») и основную стоимость создает именно она. Известно и то, что все время работы машины делится на полезное (когда машина печатает продукцию с крейсерской скоростью) и время простоя (в это время проводится переналадка на другой тираж, обслуживание машины, а также печать брака). Для достижения максимальной эффективности очень важно, чтобы время простоя было сведено к минимуму. Однако существующие тенденции стремятся максимально этому воспротивиться:

  • увеличение количества заказов при сокращении тиражей приводит к тому, что при одном и том же объеме отпечатанных листов время, которое печатная машина находится в состоянии простоя, увеличивается в несколько раз (рис. 1);

Рис. 1. Увеличение полезного времени работы при уменьшении времени простоев

  • усложнение продукции обуславливает увеличение простоев машины, так как приходится тратить больше времени на настройку машины;
  • рост доли упаковочной продукции приводит к необходимости работать с самыми различными материалами: картоном, самоклеящимися материалами, тонкой этикеточной, металлизированной бумагой и т. д., а регулировка по толщине и другим параметрам материала только увеличивает время простоя;
  • все чаще и чаще встречаются повторные тиражи одной продукции, следовательно, необходима специальная технология, позволяющая в последующем настраиваться на повторный тираж быстрее, чем на первый (как минимум записываются установки всех красочных ножей и дукторных цилиндров, если, конечно, конструкция машины позволяет потом восстановить записанные значения);
  • увеличение количества отходов. Этому способствует и снижение тиражей, и усложнение продукции. Известно, что приладка четырехкрасочной машины требует в среднем от 100 до 300 листов в зависимости от машины и квалификации печатника. Если при тираже 500 экз. отходы составят около 40%, то при тираже 5000 всего лишь 4,5%. Таким образом, снижение тиражей увеличивает процент отходов, и его не всегда удается включить в себестоимость.

В целом, для типографий тенденции эти неутешительные. Волей-неволей они должны вести к снижению прибыли полиграфических предприятий. И мировой опыт показывает, что многие предприятия отмечают снижение уровня рентабельности и вынуждены искать различные пути ее удержания.

Себестоимость и прибыль

Трудно давать общие рекомендации по увеличению прибыльности бизнеса. Это дело индивидуальное, и у каждого предприятия есть свои собственные методы. У кого-то они более эффективные, у кого-то менее. Но факт остается фактом: у всех предприятий они должны быть, иначе движение вперед невозможно.

Реально можно выделить всего два способа увеличения доходов: увеличение полезного времени работы оборудования и снижение затрат на производство. Эти вещи вполне очевидные, однако требуется их более-менее подробное рассмотрение, поскольку есть целый ряд приемов которые, возможно, применяются не всеми предприятиями. Естественно, есть еще один простой способ увеличения доходов производства. Это увеличение отпускной цены на продукцию. Но двигаться таким путем трудно. Шансов, что такая продукция будет кем-то востребована, немного. В мировой практике такой прием практически не встречается. В нашей стране это вполне возможно, благодаря несформированности рынка. Цены на одну и ту же продукцию в разных типографиях могут отличаться в несколько раз, в то время как в развитых странах эта «вилка» может составлять лишь единицы или десятки процентов.

Далее перечислим способы увеличения доходов:

  • одним из любопытных способов повышения прибыльности является специализация. Например, настроив технологический процесс на печать на картоне или самоклеящемся материале, можно существенно сократить время при переходе на другой заказ, и таким образом выполнять в единицу времени больше заказов;
  • увеличение полезного времени работы за счет увеличения количества рабочего времени, например переход с односменной работы на двухсменную и т. д;
  • повышение квалификации персонала. Более опытный персонал способен выполнить операции по переналадке быстрее и с меньшей потерей материалов, что, в свою очередь, позволит изготовить больше печатной продукции при меньшей себестоимости;
  • строгое соблюдение регламентных работ. Известно, что ничто так негативно не влияет на доходность бизнеса, как поломка оборудования. Здесь можно не только потерпеть временные убытки, но и навсегда потерять клиентов. Естественно, уберечься от этого на 100% невозможно, однако как-то обезопасить себя все же следует. Приходилось встречаться с ситуацией, когда типография пренебрегает плановым ремонтом: «…потом сделаем, сейчас не до этого — есть важный и срочный заказ». Один, другой раз это проходит, а потом уже невозможно печатать ни срочные, ни обычные заказы. В связи с этим время на обслуживание и плановый ремонт машины должно быть обязательно вписано в график работ и соблюдаться неукоснительно. Целесообразно время от времени вызывать представителей сервисной службы, обслуживающей машину, на предмет диагностики. Некоторые дефекты могут быть выявлены квалифицированными инженерами еще до того, как они начнут проявляться. Как правило, большинство производителей полиграфического оборудования, продаваемого в нашей стране, имеют официально сертифицированных инженеров и предлагают услуги по обслуживанию машины как в гарантийный, так и в послегарантийный период;
  • четкое планирование производства. Здесь кроются большие возможности по увеличению полезного времени работы машины. Например, при работе на двухкрасочной машине требуется изготовить два полноцветных плаката. Каждый плакат требует два прогона через машину с обязательной смывкой красок. При грамотном планировании можно существенно сэкономить время простоя при сокращении времени на лишние операции по смывке красок (рис. 2). При большом объеме заказов планирование может дать существенное сокращение времени простоя машины;

Рис. 2. Сокращение времени производства за счет сокращения количества смывок

  • объединение нескольких заказов в один. Это позволяет существенно снизить затраты на изготовление каждого из них и таким образом повысить рентабельность. Например, требуется напечатать две разные листовки формата А4 на машине формата 72x54 тиражом 5 тыс. экз. Если выполнять заказы последовательно, то на одном листе размещают две копии листовок по принципу «оборот–своя форма» и печатают тираж 2500 экз. И так дважды. Если же объединить две эти листовки в один заказ, то на листе размещают две разные листовки по принципу «оборот–своя форма», и тогда уже печатается тираж 5000. Таким образом, экономится время, необходимое на одну полную переналадку;
  • подстановка. Еще один прием снижения себестоимости производства — подстановка одного заказа к другому с использованием материалов, идущих в отходы. В предыдущем примере любопытным решением было бы размещение листовок на бумаге полного формата, а на припусках еще одного заказа (небольшого размера листовок, буклетов, календариков, этикеток и т. д.) В данной случае себестоимость этой дополнительной продукции может оказаться для типографии нулевой.

Понятно, что вышеописанные методы планирования производства требуют очень высокой квалификации руководителя: он должен грамотно оптимизировать производство заказов, что способно повысить рентабельность предприятия.

Естественно, какие меры предпринять — внутреннее дело типографии, и для заказчика каждый вид печатной продукции оценивается отдельно вне зависимости от того, какова на самом деле ее стоимость изготовления.

Следует отметить, что производители полиграфической техники прикладывают большие усилия, чтобы предложить типографиям оборудование, способное сократить время простоя до минимума, и за счет этого повысить эффективность производства. Существует и целый ряд технологических приемов, упрощающих производственный процесс. Но все это темы для отдельных статей.

Авторская справка
Из чего состоит себестоимость?

Задача любой типографии состоит в том, чтобы, используя расходные материалы и технологические операции, выдать заказчику готовую продукцию (книгу, журнал, буклет, плакат и т. д.) Как правило, в основную ее стоимость входит процесс печати. Следовательно, основной доход типографии приносит именно печатная машина. Однако есть целый ряд технологических операций, совершенно необходимых, но для заказчика условно бесплатных. Никто не берет отдельной платы за подрезку бумаги, изготовление печатных форм и т. д., но каждая операция стоит денег. Естественно, что для заказчика стоимость всех вспомогательных операций включается в стоимость печати. Все же самой типографии хорошо бы четко понимать, во что обходится стоимость каждой вспомогательной операции, это полезно при оптимизации себестоимости.

Как говорилось выше, есть операции, которые стоят для заказчика отдельных денег. Их список достаточно обширен. Это, как правило, все отделочные операции (фальцовка, шитье, лакировка, тиснение, вырубка и т. д.) Следует отметить, что в прайс-листах большинства предприятий стоимость этих операций не указывается. Пишется что-то вроде «буклет 16 полос, формат А4, на скрепке, обложка лак, бумага мелованная 120 г/м2», далее цена. Ориентироваться в таком прайс-листе специалисту достаточно трудно. Так происходит по одной простой причине — типография сама не может точно определить стоимость каждой из этих операций. Порой происходит примерно следующее: берется стоимость печати, которая увеличивается на некий процент (он и создает типографии доход), а остальные операции рассматриваются как необходимые расходы, добавляется только стоимость нужных материалов (например, стоимость лака), увеличенная на процент рентабельности.

Такая ситуация в некотором роде печальна, поскольку не позволяет типографии точно рассчитывать себестоимость изготовления печатной продукции, а с другой стороны, лишает клиента маневра. Наш опыт тому пример: когда мы «переводили» один из наших журналов с пополосного вывода на вывод спусками, мы попытались выяснить в типографии, сколько же стоит монтаж полос, и вычесть эту сумму из общей стоимости изготовления журнала. Однако выяснилось, что монтаж полос «ничего не стоит», а, следовательно, вычитать нечего. Причем это не способ удержать цену на изготовление журнала. Любопытно то, что ни в одном даже внутреннем документе типографии стоимость этой операции не фигурировала. Эту операцию делает сотрудник формного отделения в «свободное время». Неудивительно, что монтаж нашего журнала иногда занимал несколько дней.

Экономика должна быть экономной Cтраница 2