Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №1 (15), Февраль 1999


Юлия Тимашова, художник-дизайнер издательства «Курсив»

Бумага — не только ценный мех, но и…

C 19 по 21 ноября 1998 г. в Центре Международной Торговли на Красной Пресне прошел Восьмой Московский международный Фестиваль рекламы. Одним из спонсоров фестиваля стала Торговая система «Регент-Арт» группы компаний «Регент», которая организовала в рамках фестиваля семинар под названием «Коллекции элитных бумаг» и новый конкурс «И стиль, и имидж, и печать». На конкурс принимались любые дизайнерские работы (календари, плакаты, открытки и т. д.), выполненные на элитных сортах бумаги. Основной его задачей стала демонстрация бумаги «в работе», то есть представление широких возможностей ее использования для потенциальных клиентов.

Бумага, на которой печатается изображение, является одним из важнейших компонентов дизайнерской кухни. Удачный ее выбор может значительно обогатить любое произведение изобразительного искусства. Художнику-дизайнеру «на роду написано» работать с бумажным листом, с его пространством. Поэтому необходимо четко понимать, что бумага сама по себе приобретает важное художественное значение наряду с изображением, которое на нее наносится. В зависимости от свойств: легкая она или тяжелая, тонкая или толстая, гладкая или шершавая, прозрачная или плотная — бумага может вызывать различные эмоции и настроения. Следовательно, правильный выбор бумаги помогает при решении различных художественных задач. Например, глянцевая, «блескучая» бумага вызывает такие же «холодные» ощущения, как отполированный до блеска мрамор скульптуры. Фактурная же бумага вызывает другое, «теплое» впечатление — она сродни скульптуре, выполненной из камня с шершавой поверхностью. Ведь всем доводилось бывать в музеях. Можно вспомнить, как различаются впечатления от холстов, к которым можно подойти поближе и увидеть фактуру ткани, технику наложения мазков, и от тех, которые убраны под стекло, где их созерцание омрачается лицезрением отражения «себя любимого» со множеством беспорядочных бликов.

Для того, чтобы понять, какое важное место занимает бумага при выполнении тех или иных оформительских задач, поговорим о теории. Бумажный лист является поверхностью, на которой печатается изображение, будем называть ее изобразительной. Эта изобразительная поверхность разделяет бытовое и художественное пространство. Мы берем книгу в руки и ощущаем гладкость или шершавость страницы; календарь висит на стене среди, скажем, картин или на обоях, исписанных телефонными номерами — все это примеры столкновения художественного и бытового пространства.

Художники — великие обманщики: нанося изображение на бумажный лист, они добиваются того, что он превращается в рельефную кирпичную стену или морской пейзаж, при этом все равно оставаясь плоским листом бумаги.

Все изображения, создаваемые художником, в зависимости от того, как организуется изобразительная поверхность, можно условно разделить на три группы:

  • плоскостные изображения. Они лежат в одной плоскости с бумажным листом (например, шрифт) (рис. 1);

Рис. 1

  • изображения, имитирующие рельеф на поверхности листа. Если мы нарисуем медаль на плоском листе, то отнесемся к листу как к твердой поверхности, на которой что-то лежит (рис. 2);

Рис. 2

  • изображения, создающие иллюзию глубокого пространства (например, пейзаж). В этом случае физическая поверхность бумажного листа не ощущаема, она пропадает за глубиной изображения (рис. 3);

Рис. 3

Существует еще один тип изображений — сюрреалистические — смешение трех предыдущих.

Любая изобразительная поверхность имеет вид воронки: чем изображение ближе к краю листа, тем труднее создается иллюзия глубины, так как край листа или холста физически ощутим. Изображение на поверхности — иллюзия, обман. Поэтому чем тоньше лист бумаги, тем менее заметен срез, следовательно, тем глубже пространство, создаваемое на данном листе (рис. 4). Ведь как бы ни был тонок лист, он все равно имеет объем. Но представим себе пейзаж, нарисованный на листе, у которого очень толстый край, настолько толстый, что лист «превращается» в куб (рис. 5). Можно увидеть, что линия горизонта уходит вглубь только в середине листа, к краям листа она возвращается на нас. На том же самом рисунке, но только помещенном в раму (рис. 6), видно, что здесь все «благополучно», так как рама скрывает толщину поверхности, делает изобразительную плоскость несуществующей. Толщина — величина, которая сообщает о материальной поверхности, как и фактура, поэтому добиться иллюзии глубокого пространства на фактурной бумаге чрезвычайно трудно — как бы мы ни старались, изображение будет плоским.

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Бумага — не только ценный мех, но и… Cтраница 1