Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №1 (9), февраль 1998


Владимир Зворыкин, руководитель отдела ООО «Электрограф»

Вторая жизнь цветного гиганта

…Человек Гора обязуется в точности соблюдать означенные условия, и тогда он, Человек Гора, будет получать ежедневно еду и питье в количестве, достаточном для прокормления 1728 наших подданных, и будет пользоваться свободным доступом к нашей августейшей особе и другими знаками нашего благоволения.

Д. Свифт
Путешествия Гулливера

Что делать с цветокорректором, за который десять лет назад были уплачены большие деньги, при современном уровне «настольных» издательских систем? Выбросить на помойку? Жалко… Не замечать новых реалий? Глупо… Идеальный вариант — включить его в состав «настольной» системы

Сегодня, во время бурного развития цифровых систем, технологий и программного обеспечения в области сканирования, обработки и вывода фотоформ нельзя забывать о проблеме, с которой сталкивается большое число полиграфических предприятий России и бывшего СССР. Речь пойдет о системах сканирования и фотовывода, но не об их современных модификациях.

Не секрет, что на десятках, а может быть, и сотнях крупных полиграфических предприятий нашей страны установлены мощные и надежные аналоговые системы цветоделения, которые несовместимы с современными цифровыми системами электронной обработки изображений и верстки текста. Аналоговые системы, несмотря на очень высокое качество сканирования и вывода, оказались сегодня невостребованными. Причина — их способность выполнять только узкий круг работ, не обеспечивая полного комплекса услуг по подготовке и изготовлению полнополосных цветоделенных фотоформ.

Из всего ряда установленных в России и СНГ аналоговых систем особо хочется выделить профессиональные полиграфические цветокорректоры фирм Hell, Crossfield, Screen. Эти машины заслужили самые лестные отзывы и высокую оценку полиграфистов благодаря высокой надежности и хорошему качеству фотоформ.

Что же характеризует в настоящее время эти «тяжелые» (в прямом и переносном смысле) машины, предназначенные для традиционного «слепого» цветоделения оригиналов?

  • Во-первых, колоссальный и далеко (в некоторых случаях и на 50%) не выработанный рабочий ресурс. Объясняется это тем, что изготовлены они добротно, а показатели качества и надежности определяются добротностью конструкции, которая, в первую очередь, определяется классическим «железным» построением. Известно, что для обеспечения точности и долговечности устройств требуется увеличение веса и использование высокоточных приемов обработки. Именно эти факторы и обеспечивают аналоговым цветокорректорам повышенную долговечность при сохранении всех точностных характеристик. Причем многие существующие на сегодняшний день устройства могут прослужить еще много времени. Таким образом, можно констатировать, что физическое старение цветокорректоров еще не наступило и в ближайшее время не предвидится.
  • Во-вторых, отличная оптика, построенная, кстати, также по принципу «не экономим на материалах», и развитые системы генерирования растровых структур* позволяют выполнять работы на очень высоком качественном уровне, в большинстве своем превосходящем многие современные системы обработки иллюстраций и слайдов, особенно в части сканирования. Отдельно необходимо отметить, что в цветокорректорах в качестве светочувствительных элементов используются фотоумножители, что позволяет надежнее работать с цветными оригиналами с большой оптической плотностью, а также в сочетании с хорошей оптикой осуществлять увеличение оригиналов в большем масштабе благодаря, в частности, лучшей шумовой характеристике светочувствительных элементов.
  • Ну и в-третьих, фактически это два устройства в одном корпусе: профессиональный универсальный барабанный сканер и фотовыводное устройство, к глубокому сожалению, предназначенное только для прямого вывода фотоформ синхронно со сканированием оригиналов.

Достоинства и недостатки цветокорректоров

Учитывая все вышесказанное, можно сформулировать достоинства и недостатки аналоговых и цифровых цветокорректоров раннего поколения.

Достоинства:

  • Возможность обеспечения высокого, а иногда даже элитного качества фотоформ, правда, только под управлением квалифицированного оператора.
  • Надежность, стабильность в работе и долговечность.
  • Наличие таких функциональных возможностей сканирования и записи фотоформ, которых нет у современных электронных издательских систем.

К сожалению, недостатков можно назвать существенно больше, чем достоинств. В целом их можно описать так: трудности с манипуляцией изображением (у большинства цветокорректоров возможности по обработке изображений ограничены масштабированием, собственно цветокоррекцией и в ряде случаев маскированием с дополнительной вещественной маской). Сегодня этих функций совершенно недостаточно. Серийная программа Adobe Photoshop дает гораздо большие возможности по обработке изображений, чем самый сложный аналоговый цветокорректор. Кроме того, полосы современных изданий состоят из растровой и векторной графики, текста, полутоновых иллюстраций в самых невероятных сочетаниях. Изготовить такие полосы на цветокорректоре практически нереально. Парадоксально, но подготовить такую полосу сравнительно легко с использованием обычного персонального компьютера.

Несколько лучше дело обстоит с цифровыми цветокорректорами, которые отличаются от аналоговых тем, что после сканирования данные оцифровываются и передаются на экспонирующий блок в цифровом виде. Поскольку данные оцифрованы, то их можно сохранить и даже проводить над ними различные манипуляции. Для этого фирмы-производители цветокорректоров разрабатывали специальные мощные рабочие станции (например, Hell Chromacom или Crosfield Studio), на которых эти работы проводились. Однако неприятность: эти рабочие станции закрытые, то есть оперировать с файлами изображений можно только на этих станциях.

При этом, как уже отмечалось, возможности обычного компьютера с серийными программами во многом даже превосходят возможности специализированных станций.

Общеизвестно, что существует два вида старения: моральное и физическое. Резюме: мы имеем дело с классической формой морального старения: устройство работоспособно и обладает приличным запасом надежности, но пользоваться им уже неудобно из-за скудного набора возможностей.

Коснувшись вопроса надежности, долговечности и качества продукции аналоговых цветокорректоров, их достоинств и недостатков, вернемся к началу разговора.

Вновь организуемые полиграфические производства, благодаря сторонним источникам финансирования, как правило, располагают средствами для приобретения современных сканеров и фотовыводных устройств, которые полностью обеспечивают весь цикл по изготовлению фотоформ полос издания и цветоделения иллюстраций.

Однако, как правило, форматы фотоформ, которые изготавливаются на современных издательских комплексах и с которыми работает большинство новых полиграфических предприятий, не могут полностью обеспечить готовыми полосами (или спусками полос) изданий крупноформатные печатные машины, поэтому от технологической операции по монтажу полос отказаться невозможно, а операция эта кропотливая и требует высокой квалификации, кроме того, ее невозможно делать быстро. Распространение же широкоформатных современных выводных устройств сдерживается их высокой ценой.

Технологически несовершенные полиграфические предприятия, которые не имеют финансовой возможности обновления парка допечатного оборудования, но при этом обладают парком аналоговых или ранних моделей цифровых систем цветоделения, сильно ограничены в вопросах привлечения к себе новых заказчиков и выполнению полного спектра услуг по цветоделению, верстке и спуску полос. Объясняется это очень просто. На рынке полиграфических услуг им приходится ориентироваться либо на клиентов, которые предоставляют уже готовые фотоформы, качество которых иногда оставляет желать лучшего, либо на тех, кто заказывает полный цикл производства от сканирования и верстки до печати, либо брать полный заказ, но при этом искать субподрядчиков для проведения тех или иных работ.

Перечисленные варианты нельзя считать оптимальными. Графические возможности аналогового цветокорректора не могут конкурировать с возможностями издательских систем, поэтому полный цикл клиент в такой типографии вряд ли закажет. Заказывать самим на стороне тоже нехорошо: есть вероятность получения недостаточно качественных фотоформ. Это происходит потому, что сегодня появилось много компьютерных центров, рекламных агентств и студий, предлагающих услуги по цветоделению и фотовыводу, в которых работают прекрасные специалисты в области компьютерной техники и программного обеспечения, но они далеко не всегда хорошо знакомы с реальной полиграфией и уж тем более не знакомы с парком печатного оборудования того или иного предприятия. А знание этих особенностей тоже иногда необходимо учитывать. Если резюмировать, получается, что предприятие, имея в своем распоряжении хорошее и надежное оборудование для профессионального цветоделения, не может в полном объеме выполнять на нем работы, которые требует заказчик. И, естественно, такого заказчика теряет. Остается либо вообще не использовать свой цветокорректор, и искать возможности заработка другим способом (например, сдачей своих площадей в аренду тем же рекламным агентствам или компьютерным центрам), либо ждать такого заказчика, которого возможности системы вдруг удовлетворят. А ждать, возможно, придется долго.


* Цветокорректоры позволяют осуществлять генерацию иррациональных растровых структур, что далеко не всегда возможно в современных редакционно-издательских системах.

Вторая жизнь цветного гиганта Cтраница 1