Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
РЕКЛАМА
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
 
«Пакет» №5 (16), октябрь 2002


PPMA Show 2002 
Туман рассеивается

Татьяна Ковалева

Великобритания пока не так активно представлена на российском рынке упаковочного оборудования, как, например, Германия или Италия. Тем не менее, сегодня англичан интересует Россия, и у нас есть интерес к британским разработкам. Британская Ассоциация перерабатывающего и упаковочного оборудования PPMA (Processing and Packaging Machinery Association) уже несколько лет сотрудничает с российской ассоциацией «Союзупак» (сектором «Пакмаш»). PPMA в прошлом году была представлена на выставке «Росупак», а российские упаковщики уже не первый год посещают известную британскую выставку PPMA Show. 

Этот год не стал исключением — в конце сентября представители упаковочных предприятий Москвы и Санкт-Петербурга и Екатеринбуржского отделения ассоциации «Союзупак» отправились к берегам Туманного Альбиона. Акция состоялась при активной поддержке британской правительственной организации Trade Partners UK, Посольства Великобритании в Москве и Генеральных Консульств в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. 

Выставка

PPMA Show 2002 расположилась в четырех павильонах Национального выставочного центра (NEC) в Бирмингеме. Около 350 экспонентов представили разработки более 500 производителей оборудования со всего мира. Британские компании составили примерно половину экспозиции, активно были представлены Италия, Германия, США и Франция, значительную долю составляли Япония и Скандинавские страны. Вполне оправдывая свою специализацию, PPMA Show 2002 продемонстрировала широкий спектр оборудования для перерабатывающей и упаковочной отрасли. Машины, технологические линии, конвейерные системы и пр. показывались в действии. Можно было сравнить различные модели оборудования, обсудить возможности и преимущества представленной техники, а также узнать назначение некоторых устройств.

Основные идеи, над которыми сегодня работают производители оборудования в странах с высокоразвитой упаковочной отраслью, связаны не с упаковкой как таковой, а с упаковочными процессами. Здесь и контроль чуть ли не на каждом этапе, и этикетирование, кодирование, маркировка продукции, и экологическая сторона производства. Вопрос, во что упаковать, уже не ставят во главу угла. Новые разработки призваны помочь защитить продукт от порчи, а упаковку от вскрытия, не допустить выхода с конвейера несоответствующего стандарту продукта, избежать недовеса-перевеса при фасовке, упростить этикетировочный процесс, оптимизировать систему кодирования и маркировки и т. д. и т. п. 

Детекторы. Британские торговые сети держат высокую планку стандарта качества товаров, что, соответственно, выливается в требования к упаковке. Поэтому, чтобы быть уверенными в безупречности своего товара, производители на разных стадиях его изготовления, включая упаковку, уделяют повышенное внимание контролю. В пищевой и кондитерской промышленности, например, активно используются металло- и рентген-детекторы для обнаружения инородных включений в продукт, а также проверки целостности упаковки. 

Так, британская компания Loma (разработчик детекторных систем) представила на выставке рентген-аппарат с новой технологией, позволяющей обнаруживать мелкие загрязнения и дефекты продукта на скорости движения конвейера до 90 м/мин. Другой экспонат — конвейерная линия с металлодетектором, системой «автоматической идентификации продукта», с помощью которой «некондиция» автоматически удаляется с линии, и чеквейером.

Компания Lock, специализирующаяся на металлодетекторах, представила прибор, способный работать на высокой, средней и низкой частоте. Частота выбирается автоматически в зависимости от характера упаковки продукта: для полиэтиленовых пленок — высокая, для металлизированных — низкая и т. д. Это позволяет пропускать всю продукцию через один детектор, вместо двух, работающих только в среднем диапазоне частот.

MAP. Все большее значение в упаковочном процессе приобретают системы обработки и упаковки продукта в модифицированной газовой среде (modified atmosphere packaging — MAP), как один из способов увеличить срок хранения товара. В качестве одного из компонентов среды часто используется азот. В линиях с системой MAP применяются либо газовые баллоны с азотом, либо автономный источник подачи газа, что влечет за собой немалые расходы. Решить эту проблему пытается британская фирма Domnick Hunter, которая представила на PPMA Show 2002 компактные генераторы азота. Азот вырабатывается из сжатого воздуха, полностью автоматизированная система безопасна, оснащена автоматическим управлением. Преимущества ее очевидны — производство всегда будет обеспечено нужным количеством инертного газа, не будет проблемы перепада температур (как при использовании жидкого азота). При этом стоимость агрегата окупается, по данным фирмы, менее чем за год. 

Этикетирование и маркировка. Особым вниманием на выставке пользовались этикетировочные системы высокой точности с одновременным нанесением постоянных или переменных данных (ЗМ), интерес вызывало оборудование для нанесения этикеток и маркировки фармпрепаратов, например, медицинских ампул (Newmann, Herma). Дополняло тему оборудование для нанесения этикеткок, защищающих продукт от вскрытия, термоусадочных и др. 

Сложилось впечатление, что британцы очень серьезно относятся к маркировке упаковки. Для полного контроля за перемещением продукта и совершенствования логистических систем маркируется все — от единицы до группы и крупной партии товара. Поэтому на выставке были широко представлены всевозможные принтеры высокого разрешения, позволяющие наносить маркировку на различные поверхности — от тонкой пленки до плотных, твердых и пористых поверхностей.

В целом выставка дала понять, чем живет сегодня британский рынок специализированного оборудования (в нашем описании — только часть представленных направлений). Российскую сторону особенно заинтересовали детекторные системы — эта тема актуальна сегодня и для нас. Отметим также любопытный факт: многие британские машиностроители не гонятся за увеличением производительности своих машин, акцент делается прежде всего на функциональные возможности и качество. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Более всего смущал порядок называемых цен. Однако при детальном разговоре с представителями британских компаний выяснялось, что те, кто планирует выходить на российский рынок, готовы обсуждать этот вопрос и предлагать более приемлемые варианты.

Встреча

На время выставки была запланирована встреча с руководством ассоциации PPMA. Беседа состоялась с участием Эндрю Мэнли (Andrew Manly) — генерального секретаря PPMA и ныне президента международной конфедерации ассоциаций производителей упаковочных машин COPAMA, Барри Такера (Barry Tucker) — президента PPMA, и Майкла Вудса (Michael Woods) — управляющего директора компании Adco, активного члена PPMA.

Как рассказал Э. Мэнли, деятельность ассоциации в направлении международного сотрудничества предполагает обмен информацией о новинках на рынке специализированого оборудования, поиск по базе данных возможных партнеров для других стран, а также производителей необходимого оборудования как у себя в стране, так и за рубежом. Делаются маркетинговые исследования рынка или определенного сектора рынка той страны, которая интересует членов ассоциации. PPMA организует поддержку тех предприятий, которые собираются выйти на рынок той или иной страны — помощь в участии в выставках, подбор партнеров, организация научно-практических семинаров и т. п.

Среди наиболее перспективных для британских машиностроителей на российском рынке руководители PPMA назвали пищевую отрасль и производство слабоалкогольных напитков, в частности, пива. А если говорить о конкретных поставках оборудования, то акцент был сделан на процесс розлива, упаковку фармпрепаратов, групповую упаковку в картонные коробки и контрольное оборудование (детекторы, весы и пр.) Особенно было подчеркнуто, что интерес к России есть, и он возрастает. В следующем году возможно проведение в России научно-практического семинара по проблемам и разработкам в области перерабатывающего и упаковочного оборудования, принимать участие в котором будут представители предприятий-членов PPMA и Британского института упаковки.

Визит

В этом году программа поездки предусматривала не только посещение выставки и встречу с руководством PPMA. Российские упаковщики были приглашены в г. Питерборо (Peterborough) на предприятие APV, одно из подразделений которого — APV baker — специализируется на производстве и переработке сухих мучных продуктов и кондитерских изделий. Кстати, это предприятие в 80–90-х гг. активно сотрудничало с заводами бывшего СССР. 

Производство, как и полагается, большое. Но российскую группу больше всего впечатлили масштабы опытного участка, где отрабатываются новые технологии. Интересно, что там фирмы, желающие приобрести оборудование, исследуют его возможности применительно к особенностям своих технологий и рецептур продуктов. Кстати, технология изготовления столь популярных сегодня готовых завтраков — подушечек с начинкой — была воплощена именно здесь. Большинство крупных заводов по всему миру производит этот продукт на оборудовании APV. Это британское предприятие — автор немалого количества технологий производства печенья, твердых и мягких конфет, их разработками пользуются такие известные марки, как Nestle, Mars, Cadberry. Компания готова продолжить сотрудничество с Россией, а в этом году участвовала в выставках «Упаковка» и «Агропродмаш».

Впечатление

Мы поняли главное — есть взаимный интерес упаковщиков обеих стран, который хочется развить, укрепить и перевести во что-то более конкретное. Целью этой поездки было, с одной стороны, знакомство с британским рынком и новинками упаковочного оборудования, а с другой — узнать, какие британские фирмы потенциально заинтересованы выйти на российский рынок, и выявить возможные пути сотрудничества. 

Российские упаковщики пока испытывают недостаток информации о британском оборудовании, так же, как британские машиностроители — о российском рынке. Обмен информацией необходим. В будущем хотелось бы, конечно, побывать не только на предприятиях, где оборудование производится, но и там, где оно используется. В целом можно сказать, что подобные поездки, во-первых, помогают развеять многие мифы о нашей стране вообще и, в частности, о состоянии рынка упаковки, а во-вторых, дают возможность лучше присмотреться к особенностям британского оборудования и наладить деловые контакты напрямую и с четкой целью. Кроме того, немаловажная деталь — рассказать будущим партнерам, что прибыльным бизнес в России может стать не только в столицах, но и в регионах.

Путешествие нисколько не утомило — четыре дня пролетели, как один. У тех, кто впервые побывал в Великобритании, в Лондоне, осталось незабываемое впечатление: знаменитые достопримечательности, о которых столько слышали и читали, атмосфера и какая-то особенная энергетика этого города покорили навсегда. И погода была прекрасная — никаких туманов.

Мне кажется, если хочешь кого-то получше узнать — почаще бывай у человека в гостях. Господа англичане, мы к вам еще собираемся, приезжайте и вы к нам. Welcome!

   
   
   
   
©1998-2002
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner