Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
РЕКЛАМА
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
 
«Пакет» №4(15), август 2002


Статья подготовлена по материалам, 
любезно предоставленным компанией 
«Илапак»

Правила диктует жизнь
Современные системы продаж определяют 
способ упаковки товара

Чтобы наладить сотрудничество с крупной торговой сетью, предприятие должно упаковать всю свою продукцию в соответствии с требованиями магазина. Для штучного товара все более популярной становится упаковка типа «флоу-пак».

Отрадно сознавать, что и в нашей стране (по крайней мере в крупных городах) качество обслуживания покупателей постепенно приближается по уровню к развитым странам мира. В последние годы в Москве появились и активно распространяются сразу несколько крупнейших сетей супермаркетов и гипермаркетов («Седьмой континент», «Перекресток», «Рамстор», «Вавилон») и множество других. И что интересно, в супермаркет люди ходят за покупками более охотно, чем в обычные магазины: ассортимент товаров шире и разнообразнее, цены, как ни странно, ниже, а главное — продажа ведется по принципу самообслуживания, то есть покупатель имеет свободный доступ к каждому товару, может разглядывать его сколь угодно долго, изучать, выбирать, сравнивать и т. д. 


В супермаркете продукты не могут выставляться на продажу неупакованными.
 Упаковка в обязательном порядке должна быть у любого товара

Поэтому при каждом удобном случае семья старается делать покупки именно в супермаркетах. Эта тенденция справедлива не только для России, в большинстве стран Европы люди поступают так же: предпочитают ездить в гигантские торговые центры (GigaStore), в которых можно купить все — от спичек до домов. Тем более, что помимо торговых залов, там есть кафе и рестораны, кинотеатры и концертные залы, аттракционы, детские комнаты и развлекательные центры. В таком центре семья может провести целый выходной день, заодно закупив все нужные товары.

Конечно, за единичной покупкой — батоном хлеба или бутылочкой пива — в супермаркет не поедешь, но в общем и целом можно сделать вывод, что постепенно жители крупных городов будут приобретать товары в крупных супермаркетах, а число небольших магазинов (типа «Гастроном» или «Продукты», с продавцом и прилавком) будет заметно снижаться.

Правда, в нашей стране есть еще одна форма торговли продуктами питания — это продовольственный рынок. Рынки есть во всех странах, но там продают ограниченный набор скоропортящихся продуктов (свежее мясо, рыбу, морепродукты, фрукты и овощи), привезенные туда самими фермерами или рыбаками. Продукция крупных производителей в большинстве стран мира на рынках не продается. У нас ситуация пока иная, но есть мнение, что скоро супермаркеты «переманят» и любителей так называемых оптовых рынков.

Весь этот разговор шел к тому, что система продажи товара через супермаркет предполагает одно главное требование: абсолютно весь товар должен быть упакован! Потому что в торговом зале товар доступен покупателю еще до того момента, как он его приобрел, а следовательно, он может потрогать продукт рукой и потом либо купить, либо положить на место. С неупакованными продуктами питания такое недопустимо. Поэтому если предприятие желает продавать свой товар через сеть супермаркетов, то его, хочешь или не хочешь, придется упаковывать, причем в соответствии с требованиями. 

Как попасть в супермаркет

Сразу необходимо оговориться, что упаковка бывает разной, и те требования, которые предъявляются к упаковке жидкостей, не подходят для упаковки мороженых или сыпучих продуктов. Но есть общие требования к упаковке. 

Примеры продукции в упаковке типа «флоу-пак».
 Таким способом можно упаковывать самые разные виды как 
продовольственных, так и промышленных товаров

  • Упаковка должна быть многоуровневой. Как правило, для упрощения транспортных операций товар в крупное торговое предприятие поставляется на так называемой «европалете» или деревянном поддоне определенного размера. На них — коробки или ящики таких размеров и форм, чтобы груз можно было сравнительно легко разгрузить руками, в том числе и женскими. Внутри ящика находится розничная упаковка — тот самый товар, который выставляется на полку магазина. Внутри этой упаковки единица товара также должна быть снабжена индивидуальной упаковкой. Например, сигареты упакованы сначала в пачку, которую можно продавать отдельно, затем в блок, который тоже продается отдельно, затем в ящик из гофрокартона, а ящики в свою очередь укладываются на палету. Похожим образом упаковывается и большинство кондитерских изделий: шоколадный батончик упакован в полимерную пленку, фиксированное их число уложено в коробку или пакет, которые, в свою очередь, укладываются в транспортные ящики, а те — уже на палету. Такой порядок позволяет супермаркету проводить как штучную продажу (одну пачку сигарет или один шоколадный батончик), так и групповую (блок сигарет или коробку батончиков) или мелкоптовую (ящик сигарет или ящик батончиков). 

  • Упаковка должна соответствовать определенным стандартам. Каждая серьезная сеть супермаркетов оговаривает с предприятиями-поставщиками требования к различным видам упаковки товаров. И товаропроизводитель берет на себя обязательство не менять без согласования тип, форму и качество упаковки, которая должна надежно выполнять свои задачи (хорошо защищать товар от порчи, не повреждаться, не позволять товару рассыпаться или разлиться и т. д.) Известен случай, когда из-за проблем с упаковочным оборудованием товаропроизводитель без предупреждения поменял тип упаковки: обычно товар поставляли в завариваемых двухслойных полиэтиленовых пакетах, а тут пришлось временно перейти на бумажные, которые не обеспечивали требуемой прочности. Принять и выставить такой товар в торговый зал магазин не решился. В результате компания-производитель оказалась перед проблемой сбыта своей продукции.

  • Транспортная упаковка должна быть либо возвратной, либо легко утилизируемой. В любом супермаркете за рабочий день накапливается огромное количество транспортной упаковки (поддоны, ящики и пр.) Поэтому вся она стандартизуется: палеты — строго оговоренных размеров, чтобы использовать по несколько раз, картонные коробки легко складываются для экономии места хранения, деревянные ящики, как правило, вообще не используются (сами дорогие и сложно утилизировать). Существуют еще конкретные требования к упаковке отдельных видов товаров, они у каждой сети магазинов свои. Например, крупные супермакеты не принимают молоко в двухслойной полимерной пленке (в народе такие пакеты называют «лягушкой»), а многие супермаркеты экономкласса принимают. 

Штучный товар

Теоретически существует множество способов упаковки: картонная коробка, термоусадочная пленка, стретч-пленка, бумажный пакет и др. Но штучный товар наилучшим образом упаковывается в сварной полимерный пакет — «флоу-пак» (от англ. — flowrapping, что можно перевести как «непрерывное обертывание»). Такая упаковка за счет своей герметичности обеспечивает хорошую сохранность товара, она существено прочнее, чем бумажная, и может быть хорошо декорирована. Более того, упаковка из тонкого полимера практически не имеет веса и не увеличивает объем, что очень удобно для транспортировки. И таким способом можно упаковать изделия широкого диапазона размеров и форм, что немаловажно для предприятий с различными видами продукции.

Примеры продукции в упаковке типа «флоу-пак».

Упаковочная машина работает по следующей схеме: рулон упаковочного материала (полимера) разворачивается и подводится к транспортеру, по которому с определенным расстоянием друг от друга движутся продукты. Специальные направляющие оборачивают пленку вокруг продукта так, чтобы образовался пакет (размер его может варьироваться), края пленки свариваются специальным устройством. После того, как изделие оказывается полностью внутри пакета, он заваривается с другого (заднего) края — продукт упакован. Далее процесс повторяется. 

Наиболее типичный и привычный вид упаковки многих
 кондитерских изделий. Кажется, что по-другому просто и не бывает

Из понятия штучной упаковки не следует, что машина упаковывает только единицу товара. Их может быть сколько угодно. Важно, что формируется пакет, внутри которого может быть как один батон хлеба, так и лоток с десятком пирожных. Подобным образом упаковываются не только продукты питания, но и любые штучные товары. 

Материалы

Для упаковки типа «флоу-пак» используются самые разные материалы, важно только, чтобы они обладали возможностью термосваривания. Обычно это материалы на базе нитроцеллюлозы, полипропилена, поливинилхлорид, полиэтилен, различные ламинаты (например, бумага, ламинированная полиэтиленом) и т. д. Выбор материала и его толщина зависят от типа упаковки, вида продукта и класса упаковочного оборудования. Если машина снабжена размоточным устройством с электродвигателем и системой контроля натяжения, то она сможет работать с тонкими и легко деформируемыми материалами. В ряде случаев для упаковки «флоу-пак» используют алюминиевую фольгу, только она должна быть покрыта специальным термосвариваемым лаком, или ламинироваться с каким-либо полимером.

Машины и их возможности

Устройства для упаковки «флоу-пак» различают по степени автоматизации, скорости работы, времени на переналадку и другим характеристикам. 

Существует две принципиальные разновидности горизонтальных упаковочных машин: машины с верхней подачей упаковочного материала и машины с нижней подачей упаковочного материала. Кардинальной разницы в принципе работы нет, только в области применения. В частности, машины с нижней подачей лучше подходят для упаковки продуктов неправильной формы и с изменяющимися габаритными размерами. Машины с верхней подачей лучше использовать для упаковки продуктов в лотках или таким образом, чтобы продукт оставался виден через прозрачный упаковочный материал (сварной шов оказывается снизу). Чтобы правильно подобрать машину для упаковки конкретного вида изделий, целесообразно обратиться к специалистам, которые окажут в этом помощь. Дело в том, что помимо собственно упаковки, машина может осуществлять и массу других необходимых операций, а также экономить упаковочный материал. Кроме того, машины различаются по размерам выпускаемой упаковки и по производительности. 

Рынок сегодня наполнен оборудованием как отечественного, так и зарубежного производства. Цены на машины, выполняющие примерно одни и те же функции, могут отличаться в несколько раз. Правильно сориентироваться в выборе непросто, приходится учитывать множество факторов. 

Первое, на что нужно обращать внимание, это разнообразие типов и размеров упаковки, которое данное оборудование способно производить. Естественно, чем больше — тем лучше, но неограниченные возможности стоят неограниченные деньги. На всем экономить тоже не следует: будет обидно, если новый удачно разработанный продукт не удастся упаковать на своей машине.

Вторая немаловажная деталь — это возможность работать с большим диапазоном упаковочных материалов. Для этого машина должна, как минимум, снабжаться автоматическим устройством для контроля натяжения полотна, и развитым средством контроля и поддержания температуры сварки. Только в этом случае можно гарантировать стабильность качества сварки самых разных материалов и по прошествии длительного времени. Некачественная сварка приводит к контакту продукта с воздухом и, как следствие, преждевременной его порче, что недопустимо. Если супермаркет выявит подобные проблемы упаковки, то в перспективе откажется от закупок этого товара и может переложить вину за его досрочную порчу на производителя.

Горизонтальные упаковочные машины с верхней подачей упаковочного
 материала и различным уровнем автоматизации

Есть еще ряд возможностей оборудования, на которые имеет смысл обратить внимание, принимая решение о выборе. Например, экономия упаковочного материала. Расчеты показывают, что стоимость упаковочной машины в общей сумме расходов на упаковку составляет единицы процентов (см. авторскую справку на с. 74). Следовательно, если машина позволяет экономить упаковочный материал, то она заслуживает внимания в первую очередь. Современные машины ведущих производителей имеют специальное оснащение для этих целей:

  • не дают сформироваться пакету, если определена неподача упаковываемого изделия; 

  • не формируют пакет, если продукт подается с перекосом; 

  • тратится минимум материала на переналадку и т. д. 

Например, с устройством автоматического определения размеров изделия на наладку уходит буквально несколько циклов работы и расходуется минимум упаковочного материала и самих продуктов. Машины, оснащенные управляющими компьютерами, сохраняют набор установок, и когда оборудование переналаживается на «знакомый» продукт, то этот процесс включает в себя лишь выбор из списка нужных параметров.

Горизонтальная упаковочная машина с нижней 
подачей упаковочного материала

Объяснять, что высокая надежность и долговечность — для машины большой плюс, никому не нужно. Если одна машина может проработать до полного износа в три раза дольше другой, а стоит при этом в два раза дороже, то вывод очевиден. Приобретение такого оборудования окажется куда более выгодным. Машины ведущих мировых производителей работают в три смены 10–15 лет. К сожалению, некоторые машины китайского или российского производства гарантированно служат 2–4 года.

Системы электронного управления и автоматического 
контроля современных упаковочных машин

В заключение хочется вернуться к основному вопросу данной статьи: все продукты для продажи в супермаркетах необходимо упаковывать. Каким образом и какое оборудование для этого использовать, каждый товаропроизводитель решает сам. Мы попытались предоставить только некоторые факты для принятия решения о выборе. 

В этой статье мы рассказали о горизонтальных упаковочных машинах для штучных товаров. В следущих номерах мы расскажем о машинах верикального типа для упаковки сыпучих товаров, а так же о машинах для упаковки продуктов, требующих специальных условий упаковки.

   
   
   
   
©1998-2002
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner