Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
РЕКЛАМА
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
 
«Пакет» №4(15), август 2002


Валерий Лыжин,
Патентный поверенный РФ,
Юридическая фирма «Городисский и Партнеры»

Значение знака

Надежная правовая защита интеллектуальной собственности обеспечивает предприятию устойчивое положение среди других производителей, а также хорошие перспективы для дальнейшего роста и вывода на рынок новых товаров. Конечно, этот материал адресован не «однодневкам», а тем, кто стремится закрепиться на рынке всерьез и надолго.

Перед любым предприятием, является ли оно производителем товаров или продавцом, предоставляет услуги или занимается посредническими операциями, рано или поздно встает вопрос о том, как максимально эффективно защитить свою продукцию от копирования и недобросовестной конкуренции (а в случае обнаружения таких фактов обеспечить ее должную правовую защиту).


Чем большую славу приносит товарный знак своему владельцу,
 тем более серьезно нужно подходить и к его защите, ведь вероятность
 подделки прямо пропорциональна популярности продукта 

При разработке стратегии развития предприятия одним из ключевых должен являться вопрос защиты продукции (оформления на нее исключительных прав) в соответствии с действующим законодательством, направленным на регулирование правоотношений в этой области.

Буква закона

Одним из основных документов в этой сфере является закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 17 октября 1992 г. Он создает необходимый правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, а также пресечения неправомерных действий, направленных на нарушение этих прав. 

В условиях насыщения рынка различными товарами перечисленные в названии Закона средства индивидуализации становятся неотъемлемым элементом этого рынка. Они играют роль невидимого связующего звена между производителем и потребителем, выступают в качестве безмолвного продавца. Сопровождающие продукцию товарные знаки гарантируют качество товара, служат активным средством привлечения внимания, позволяют потребителям сделать осознанный выбор.

Что же такое товарный знак и в чем заключается получение правовой охраны или, иными словами, закрепления своих исключительных прав на него?

Товарным знаком и знаком обслуживания, согласно Закону, признаются обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.

Сущность исключительного права владельца товарного знака заключается в том, что он (владелец) имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другим лицам. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов согласно гражданскому законодательству. 

Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования, исключая из числа пользователей всех других лиц. За владельцем закрепляется право запрещать другому лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Использование знака другими лицами без согласия владельца является нарушением его прав и может преследоваться в соответствии с действующим законодательством.

 

Пластиковая баночка с завинчивающейся крышкой — оригинальная упаковка
 для соусов и приправ. Емкость для майонеза компании «Скит» (слева) 
имеет выпуклости в нижней и верхней частях, 
а также две слегка углубленные полоски

При этом, нарушением прав владельца товарного знака, в соответствии с п. 2 статьи 4 Закона, является:

  • несанкционированное изготовление;

  • применение, ввоз;

  • предложение к продаже или продажа;

  • иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, а также обозначения, сходного с ним до степени смешения.

По полочкам

В соответствии с п. 1 статьи 5 Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

  • К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. 

  • К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиций линий, пятен на плоскости.

  • К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и их комбинации.

  • К комбинациям обозначений относятся комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т. д.

  • К другим обозначениям, которые могут регистрироваться в качестве товарных знаков, относятся, в частности, звуковые, световые, движущиеся и иные обозначения.

Следует отметить, что Закон допускает регистрацию товарных знаков в любых цветах или цветовых сочетаниях. 

Как видите, в нашей стране в качестве товарных знаков может быть зарегистрирован широкий спектр самых разных обозначений. То, в каком виде регистрируется товарный знак, вообще говоря, зависит от ряда факторов, в частности, от рода деятельности предприятия, цели и задач, которые оно ставит перед собой как в текущий момент, так и в перспективе, а также от выбранной предприятием маркетинговой стратегии и т. п. 

Оригинальный дизайн бутылки необходимо защитить не только как промышленный образец, но и как объемный товарный знак. Например, новизна и оригинальность бутылки водки «Флагман» («РВВК-Холдинг») — в необычном рельефе: вытянутое высокое горлышко слегка перетянуто при переходе в основной сосуд, создавая изящный изгиб. В центре выдавлена окружность для этикетки, от которой в разные стороны расходятся лучи, что в сочетании в этикеткой воспринимается как российский орден отличия. Строгая этикетка с надписью «Флагман» удачно повторяет выполненный за ее пределами рельеф.

Исходя из специфики упаковочных предприятий, товарными знаками, которые могут представлять для них интерес, являются объемные и изобразительные.

Виды знаков

Изобразительные товарные знаки (в настоящее время на их долю приходится не менее 60% всех регистрируемых знаков) — это обозначения в виде значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, предметов и т. п. Часто они разрабатываются на основе изображений известных памятников истории и культуры, архитектурных сооружений, географических объектов, народных орнаментов, внешнего вида самого предприятия или производимого им товара. Еще более распространены абстрактные изображения и символы. Особым видом изобразительных товарных знаков являются словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере. 

К объемным товарным знакам относятся формы самих товаров или их упаковки, а также их частей. При этом, объемный товарный знак не может просто повторять внешний вид известного предмета, а должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом. Различительная способность таких знаков должна определяться оригинальностью исполнения этих форм, а не функциональным назначением. Кроме того, изделия не могут считаться обладающими различительной способностью, если они имеют традиционную для применяемых товаров форму (например, традиционная форма бутылки или традиционная форма пера для перьевых ручек и т. п.) Форма изделия должна отвечать главному критерию товарного знака — обладать способностью выделять изделие конкретного изготовителя из ряда однородных товаров других производителей.

Общий подход здесь должен быть следующим: если форма обозначения определяется исключительно или главным образом функциональностью, является традиционной и безальтернативной для изделий такого же назначения, обозначение относится к категории не обладающих различительной способностью. При этом владелец такого обозначения, настаивающий на получении правовой охраны на него, может представить в Патентное Ведомство России, например, сведения о наличии альтернативных форм выполнения такого же товара, его части или упаковки, находящихся в обращении на рынке. Эти сведения будут свидетельствовать о возможности альтернативного выбора формы при сопоставимой стоимости изготовления, что может косвенным образом подтверждать правомерность оснований владельца такого знака на получение на него исключительных прав.

Как правило, наиболее распространенными объемными товарными знаками являются разнообразные оригинальные упаковки товаров: бутылки, флаконы, коробки, а также формы самих изделий, например, шоколада, мыла в виде различных фигур зверей, фруктов, цветов и т. д.

В идеале, объемный товарный знак должен соответствовать характеру маркируемого им товара, стилю предприятия, вкусам потребителей и ряду других факторов. Самым известным объемным товарным знаком, пожалуй, можно считать форму бутылки фирмы «Кока-Кола». 

Объемные товарные знаки схожи с промышленными образцами в том смысле, что оба этих объекта промышленной собственности определяют его внешний вид (подробно о промышленных образцах читатели журнала могли узнать из статьи патентного поверенного нашей фирмы А. Васильца, см. «Пакет» №3–2002).

При этом, однако, упомянутые объекты хотя и очень близкие друг другу, имеют ряд существенных различий, которые могут играть значительную роль, когда решается вопрос о получении адекватной правовой охраны. Подробнее об этом — в авторской справке на с. 30.

Как оформить Ваши права?

После подачи в Роспатент надлежащим образом оформленных документов на регистрацию товарного знака (предварительно необходимо определиться по тем классам МКТУ (Международной классификации товаров и услуг), в отношении которых предполагается осуществить регистрацию), в Патентном Ведомстве по поступившей заявке проводится предварительная экспертиза и затем экспертиза заявленного обозначения.

Оригинальность и новизна объемного товарного знака «Такеши» состоит в том, что дно мешочка выполнено в виде изящно вытянутой фигуры — восьмерки. Свободное пространство заполнено круглыми этикетками, которые также напоминают восьмерку. Окружности «восьмерок» расположены под некоторым углом к горизонтали, что создает впечатление приподнятых лепестков. Мешочек выполнен из двух материалов, верхняя часть — из «тафета милки» («курточная» ткань), а нижняя — из плотной пленки ПВХ. Яркость окраски привлекает внимание детей, прозрачный низ мешочка дает возможность рассмотреть содержимое

В ходе проведения предварительной экспертизы (в течение месяца с даты поступления заявки в Роспатент) проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов, а также их соответствие установленным требованиям.

По результатам предварительной экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в принятии ее к рассмотрению. В случае положительного решения проводится экспертиза заявленного обозначения на его соответствие требованиям, установленным в соответствующих статьях Закона о товарных знаках. 

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. В первом случае, после уплаты заявителем установленных государственных пошлин, осуществляется регистрация товарного знака и выдача свидетельства. 

Если заявитель не согласен с решением предварительной экспертизы или экспертизы заявленного обозначения, он может в течение трех месяцев с даты получения решения подать возражение в Апелляционную палату. Это возражение должно быть рассмотрено в течение четырех месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты, в свою очередь, может быть обжаловано в течение шести месяцев с даты его получения в высшую патентную палату РФ.

Пусть конкуренты отдохнут

Как свидетельствует мировая практика, правильный выбор стратегии и тактики по охране объектов промышленной собственности компании может служить одним из факторов ее успешной деятельности на рынке и обеспечивать устойчивое развитие в течение многих лет.

Нередко регистрация объектов промышленной собственности дает фирме возможность закрыть от конкурентов целые сегменты рынка, тем самым обеспечив себе лидирующее положение со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

Наличие юридических фирм должно снизить издержки в этом направлении. Обращение к патентному поверенному должно помочь избежать многих ошибок как в вопросе получения правовой охраны на объекты промышленной собственности предприятия, так и в вопросах судебной защиты по фактам нарушения этих прав.

   
   
   
   
©1998-2002
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner