Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
РЕКЛАМА
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
 
«Пакет» №6(11), декабрь 2001


Николай Габалов,
«Сегежский ЦБК»

Восточная мудрость. Два в одном
Необычные пожелания заказчиков картона

 
Автор статьи рассматривает интересный путь выхода из кризиса — освоение рынков других стран. Оказывается, этот метод работает, если, конечно, учитывать некоторые «специфические» требования иностранцев. О них и пойдет речь

Говорят, в одном из восточных языков слово «кризис» обозначается двумя иероглифами. Один означает «риск», другой — «новые возможности». В ОАО «Сегежский ЦБК» (Карелия) эту мудрость в нынешний, кризисный для целлюлозно-бумажной отрасли год, проверили на практике. Из-за отсутствия спроса приостанавливают работу или снижают объемы производства и лесопильщики, и бумажники. Цены на ту же целлюлозу и, соответственно, на бумагу из нее, только падают. У конкурентов из Скандинавии и США есть созданный десятилетиями «запас прочности», пока не накопленный российской промышленностью, только примеряющейся к жестким мировым требованиям.

Статистика показывает: подобные кризисы отрасль переживает регулярно с цикличностью в 2–3 года. Может быть у мировых гигантов и есть возможность переждать спад, остановить часть производств и дождаться лучших времен. У нас же такой возможности нет: требует замены и реконструкции оборудование, в последний раз модернизировавшееся в конце 70-х, а средства на обновление можно заработать, только наращивая объемы производства и продаж. Такие вот парадоксальные иероглифы: у производителей спад, покупатели становятся предельно разборчивыми и прижимистыми, а выход для предприятия найти надо, иначе забуксует программа модернизации, рассчитанная аж до 2005 года. В таких ситуациях генеральный директор ЦБК В. Преминин «вооружает» специалистов комбината своим любимым афоризмом-напутствием (кстати, это изречение тоже принадлежит японским самураям): «Не рассчитывай на победу, не настраивайся на поражение — и вперед, искать новые возможности!».. И они находятся.

Кризис перепроизводства

Количество крафт-бумаги и мешков, которое производит предприятие, российский рынок «переварить» не может (или не хочет, поскольку связи между потребителями и производителями еще не совсем отлажены). Поэтому около 60% материалов идет на экспорт в 40 стран мира, а оставшиеся невостребованными мощности предприятия в связи с перепроизводством основной на продукции в 2000 г. переориентированы на производство крафт-лайнера.


Торгуя на экспорт, нельзя не учитывать тот факт, что даже цвет материала порой существенно влияет на его спрос

Причем, крафт-лайнер после изучения запросов рынка сделали такой, какого на тот момент никто в России не производил — массой 115 г/м2. Он так и зарегистрирован — «Картон сегежский», КС–115. Но несмотря на то, что КС-115 по некоторым физико-техническим характеристикам составил серьезную конкуренцию макулатурному К–3 массой 175 и 200 г/м2, покорять российский рынок не пришлось, так как практически 100% КС–115 поставляется на экспорт. Например китайцы, не имея материалов должного качества, предпочитают использовать сегежский картон для изготовления верхнего слоя гофрокартона, в Европе же КС–115 идет как на верхний, так и на внутренний слой. Но одно дело — торговать в России, и совсем другое — за границей. Там свои нюансы и сложности.

Упаковка упаковки. Готовая продукция перед отправкой потребителю

Стоит ли беспокоиться из-за каких-то там пятен?

Казалось бы, какие у потребителя могут быть претензии? Дотошные немцы в своей лаборатории летом проверяли сегежскую бумагу — признали, что все параметры абсолютно соответствуют заявленному в маркетинговых характеристиках качеству. Так стоит ли беспокоиться из-за каких-то там пятен?..

По словам главного технолога комбината Л. Зайцевой, смоляные пятна периодически проявлялись на бумаге, но до недавнего времени проблемы в том не усматривали, и даже ГОСТами такой «дефект» не учитывался. Просто бумага с пятнами шла на изготовление внутренних слоев бумажных мешков. Но если смоляные пятна появляются на крафт-лайнере, страдает качество наносимой на картонные коробки цветной печати. Мы учли это обстоятельство, и с конца августа опробовали специальный химикат. В сентябре технологи доложили коммерческой службе, что им удалось-таки добиться существенного улучшения потребительских свойств, прежде всего, внешнего вида выпускаемой продукции — мешочной бумаги и крафт-лайнера. Проще говоря, теперь появление на сегежской крафт-бумаге смоляных пятен исключено.

Операция каландрирования бумаги

Сейчас подача химиката производится на стадии промывки в варочном цехе, в будущем планируется подача другого химиката в размольном отделе буммашин. Всего 300 г препарата на тонну целлюлозы — и никаких смоляных пятен. Действие химикатов основано на том, что они предотвращают слипание смоляных частиц в крупные агломераты. Испытания будут продолжены, выберем тот препарат, который подойдет лучше всего. Конечно, такая операция удорожает производство, но ведь и спрос на качественную продукцию растет, а значит, и объемы продаж увеличиваются, так что беспокоиться «из-за каких-то там пятен» стоит!

Лаборатория, где «колдуют» над свойствами картона и бумаги

Вообще, история с внешним видом бумаги в нынешнем году изобиловала «оттенками» и «иностранными акцентами». Впервые в заявках на огромные партии экспортного товара среди требований, предъявляемых к свойствам материала, цвет занял едва ли не главенствующую позицию.

Все оттенки бумажного китайского дракона

Начало этой курьезно-серьезной истории положила командировка коммерческого директора «Сегежского ЦБК» Д. Зуева в Китай, где он знакомился с работой бумажных фабрик — потребителей сегежских крафт-лайнера и бумаги. Интересно, что китайцы, заполонившие мир своими товарами, спокойно открывают рынок качественной российской бумаге и картону. От 5 до 15% бумаги, изготавливаемой сегодня на «Сегежском ЦБК», продается в Китай, хотя еще в 1999 г. они закупали ее крошечными партиями, на пробу. Развитие налицо, перспективы сотрудничества огромны, если, конечно, пожелания китайских партнеров будут выполнены.

«Китайский рынок — один из самых перспективных, — утверждает Д. Зуев. — К нему в полной мере относится эпитет «бурно развивающийся». Особенно впечатляют успехи в строительстве». Причем здесь строительство? Строительство — это цемент, а значит можно предлагать нашу бумагу для изготовления цементных мешков. Китайские партнеры высоко ценят прочностные качества бумаги, изготовленной из плотной северной древесины. Здесь мы конкурируем с весьма серьезными изготовителями крафт-бумаги — скандинавами, канадцами и американцами. Причем используют сегежскую бумагу китайские фабрики только для выпуска мешков под экспортные товары. На внутреннем рынке обходятся дешевой бумагой местного производства, по признанию самих китайцев, более низкого качества.

Перспектива ясна: в дальнейшем продукции «Сегежского ЦБК» придется конкурировать только с дорогими сортами бумаги. Сказать — легко, подумать — страшновато: как прикажете конкурировать с американскими и австралийскими поставщиками, которые и территориально ближе к Китаю, и исполняют заказы в считанные дни? А от Сегежи до Китая груз идет шесть недель.

Более успешным является наше сотрудничество с китайскими партнерами на рынке крафт-лайнера. Когда в 2000 г. «Сегежский ЦБК» только освоил выпуск крафт-лайнера, 90% этой новой продукции у нас купили именно китайские фабрики. Надеемся в нынешнем году поставить им не менее 45 тыс. т крафт-лайнера. Спрос на него в Китае до сих пор велик: в год страна импортирует 1,2 млн т.

Линия по производству бумажных мешков

Так в чем же состоят пожелания «китайских товарищей»? В доброй и мудрой кинокомедии «Мимино» маляр Аристофан с изысканным высокомерием художника спрашивал Гиви Ивановича: «Хозяин, может быть, этот колор?..» Все правильно: «хозяин» всегда прав, выбор за ним. Но для нынешнего времени безнадежно устарел следующий эпизод фильма. Когда Гиви Иванович позволил себе вспылить — вспылил и оскорбленный художник в Аристофане: «Тогда сам подбирай колор и сам крась, а меня здесь нетѕ». И неизбалованный отечественный потребитель вынужден был броситься с извинениями вдогонку за маляром.

Сегодня за «оскорбленным» производителем товара никто не бросится, и «Аристофаны» уже не позволяют себе капризов. Рынок. Покупатель прав, даже если он заблуждается.

Вертикальные пакеты для сыпучих продуктов

Для сегежско-китайских отношений аналогия — прямая.

К прочности нашей крафт-продукции у китайцев претензий нет. Но случается, что рулоны, изготовленные в разные смены, имеют некоторую разницу в цветовом оттенке. На первый взгляд эта разница иной раз и неуловима, но после нанесения на крафт-лайнер краски (а здесь китайцы очень экономны, слой краски микронами измеряется) «колор» может отличаться существенно. Сегодняшний рынок этого не прощает. Пока спрос на гофротару велик, потребитель, конечно, может смириться с несовершенствами продукции, но в случае появления на рынке картона с нужными ему характеристиками выбор будет немедленно сделан в его пользу. Выбирает покупатель. Он прав всегда, и на наши объяснения смотрит с улыбкой. Не сможем мы — конкуренты предложат. И не только заморские. Активно выдвигаются на китайский рынок Братский ЛПК, Котласский и Архангельский ЦБК, Санкт-Петербургский КПК и другие...

Коммерческому директору Сегежского ЦБК китайцы указали еще на несколько технологических тонкостей, которые потребителю заметны и неприятны, хотя (парадокс!) не всегда могут быть проконтролированы обычными тестами ОТК на комбинате. И сегодня придется многое сделать, чтобы усовершенствовать технологии и в производстве, и в системе сбыта.

Кстати, есть чему поучиться у тех же китайцев. Все мешочные линии на китайских фабриках старее наших, и компьютеры не самые новые, но каждая фабрика оснащена современными программами учета, планирования и исполнения заказа. В итоге на выполнение заказа китайские фабрики отводят 5–7 дней. Для нас это пока лишь мечта...

В Европу прорубив окно

Из следующей дальней командировки, состоявшейся через две недели, коммерческий директор «привез» аналогичные наблюдения. Только побывал он уже не в далекой Азии, а в центре Европы, в Италии. Посетил за неделю пять фабрик по изготовлению картона в Милане и Флоренции, встретился с руководством фирмы-агента по продажам нашей продукции на итальянском рынке, выслушал пожелания потребителей.

Бумажные мешки с печатью и прорубной ручкой

Как и китайцев, итальянских потребителей прочностные качества нашей продукции устраивают. Свидетельством тому — реальный рост продаж. В 2001 г. «Сегежский ЦБК» отправил в адрес итальянских потребителей уже четыре судна с 2 тыс. т бумаги и крафт-лайнера каждое.

По отзывам самих итальянцев, сегежская продукция может серьезно потеснить на их рынке картон из Чехии и Польши. Правда, одним из условий такого успеха должна стать опять-таки работа с внешним видом наших бумаг и картонов. Оказывается, у итальянских изготовителей мешков и гофрокартона, как и у китайских, есть свои пожелания и к цветовым оттенкам, и к качеству поверхности нашей продукции. Только если китайцы хотели бы получать крафт-лайнер «посветлее», в солнечной Италии, напротив, ждут, что сегежане смогут выработать крафт-лайнер «потемнее». Так сложилось исторически: европейцы привыкли к тому, что картон «потемнее» — значит более качественный». И теперь приходится не переубеждать их, а идти навстречу их предпочтениям.

Когда рынок на подъеме, изготовители картонной и бумажной тары думают о том, как выполнить огромные заказы, им некогда разбираться с нюансами качества сырья, искать новых поставщиков. В кризис же потребители становятся очень разборчивыми, не прочь поискать иных партнеров. И для таких производителей крафт-лайнера и мешочной бумаги, как наш комбинат, это возможность заявить о себе, отвоевать новый сектор рынка.

Такая конкуренция и в технологическом отношении «полезна»: когда на пике спроса у нас берут все, что мы производим, может страдать качество. В кризисных условиях производители становятся мобильнее, более чутко реагируют на привередливость покупателей, проводит модернизацию и обновление существующих технологий.

Для того, чтобы добиться максимально возможной (хоть никакими ГОСТами и не предусмотренной) стабильности цвета, закрепления желательных покупателю оттенков (одним — светлее, другим — темнее), технологи комбината стабилизировали степень делигнификации целлюлозы и внедряют технологию крашения картона в массе. Для решения более тонких проблем привлекаются специалисты нескольких фирм из Санкт-Петербурга, уже готовивших рекомендации по цветовой гамме сегежской бумаги, производивших лабораторные исследования.

Авторская справка

Технология меняет цвет

На цвет картона в известной степени влияют практически все параметры техпроцесса делигнификации целлюлозы:

- температурный режим;
- концентрация варочных растворов;
- время. 

Принятие решения о стабилизации степени делигнификации позволило в значительной мере устранить колебания по цвету в одной партии выпускаемого картона. Но устранить колебания — это еще совсем не означает добиться нужного оттенка.

Кстати, в ГОСТах нет понятия о цвете как о величине, подлежащей нормированию. То, чего не учитывал ГОСТ, сегодня учитывает рынок. Выходит, что разные потребители крафт-лайнера хотели бы покупать товар разных оттенков. Приходится внедрять технологию стабилизации цвета — крашение. Сейчас цвет бумаги, не подвергающейся никакому отбеливанию, естественный, «древесный».

Специалисты комбината лабораторно опробовали технологию стабилизации цвета. Скоро эта технология будет испытана в производстве картона, и тогда же, как предполагается, специалисты смогут определить стратегию действий — достаточно ли собственных разработок или все-таки придется приобретать специальное импортное оборудование, которое анализирует и автоматически корректирует оттенки бумаги?


Крепкая бумага

Правда, потребители волнуются не только по поводу нюансов и оттенков. Комбинат, в 2000 г. удачно выпустивший на рынок не производившийся никем вид крафт-лайнера, снова намерен идти на шаг вперед. В октябре 2001 г. в остановилась на модернизацию бумагоделательная машина (БДМ) №10. В зимний сезон, когда спрос на мешочную бумагу традиционно снижается, на БДМ №10 будут установлены новый электромеханический привод и устройство для микрокрепирования бумаги, так называемый Clupak. По утвержденному графику, «десятка» уже с февраля 2002 г., когда рынок вновь станет оживать после зимы, начнет производить микрокрепированную, особой прочности, мешочную бумагу, которая до сих пор в России не выпускается, хотя именно она занимает три четверти мирового рынка продаж крафт-бумаги для производства цементных мешков.
 

В ГОСТах нет понятия о цвете как о величине, подлежащей нормированию. Тем не менее, разные потребители крафт-лайнера хотели бы покупать товар разных оттенков. Приходится прибегать к крашению в массе

Одновременно этот этап модернизации является первым шагом к увеличению производительности БДМ №10 — со 110 до 150 тыс. т в год. Более высокие прочностные свойства микрокрепированной бумаги позволяют добиться реальной экономии: средний вес мешка на 30% меньше, чем из стандартной, при той же прочности.

Конечно, общий кризис в целлюлозно-бумажной промышленности «Сегежский ЦБК» в одиночку приостановить не сможет. Но открыть в себе новые возможности, а значит уменьшить риск можно попытаться...



 

(
В начало)
   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner