Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
 
«Пакет« №4 (5), ноябрь 2000



(
На страницу 1)

Кто следующий?

Рассмотрим несколько отраслей промышленности, где жестяная тара уже получила широкое распространение.

Иногда российская упаковка выглядет "гладким утенком" за границей. Но не такая!

Консервная. Консервные банки традиционно изготавливаются из жести, поскольку эта форма упаковки технологична и, несмотря на немалый вес, удобна для потребителя. Герметично закрытая банка обеспечивает самый долгий срок хранения мясным и рыбным консервам. Благодаря специальному пищевому лаку она инертна по отношению к растительному маслу, томату и другим составляющим консервированных продуктов. Кроме того, некоторые пищевые продукты требуют хранения в темноте. Жесть прекрасно справляется с этой задачей. Консервную банку принято декорировать бумажной этикеткой либо печатью;

Кондитерская. В первую очередь, это конфеты и печенье. Для леденцов, например, металлическая баночка является традиционной упаковкой. Наши мамы и папы до сих пор помнят леденцы «Монпансье», и представить их по-другому упакованными трудно. Об истории возникновения металлической упаковки для кондитерских изделий - в авторской справке на с. ?? Есть все основания предполагать, что спрос на жестяную банку для кондитерских изделий будет расти и в дальнейшем. Пока, к сожалению, отечественный производитель печенья не очень замечает продукцию иностранных конкурентов на прилавках, и напрасно. Лакомки и гурманы давно ждут сладостей отечественного производства, которыми можно побаловать не только свой вкус, но и взгляд. Ведь чаепитие для некоторых - не просто утоление жажды, а целая церемония, в которой «все должно быть прекрасно», в том числе и упаковка, в которой лакомство подается к столу;

Готовый дизайн, конечно, тоже неплохо, но лучше создать свой фирменный стиль

Вино-водочная. Стекло, наверное, наилучший вид упаковки для спиртных напитков, и изменить эту ситуацию не представляется возможным, однако, никто не мешает из маркетинговых соображений дополнить стеклянную бутылку стильным футляром из металла. Характерный пример - знаменитое виски Black Label. Прекрасно смотрятся в полноцветных металлических тубах шампанское, коньяки и водка. Можно купить просто в стекле, но для подарка, как правило, выбирается все-таки стоящая дороже, но в железной коробке. «Сейф» из металла придает стеклу «солидность», как бы возводит и одариваемого, и дарителя в категорию «настоящих мужчин». Если содержимое бутылки не будет допито, то коробка займет место в домашнем баре. Когда напиток кончится, бутылка отправится в мусорный контейнер, а вот с коробкой расстанутся не все. Она, наверняка, найдет свое место на кухне, на даче или в гараже. Основная причина в том, что она прочная, удобная, красивая и практически вечная, хотя нельзя упускать из внимания и психологический аспект (см. комментарий психолога ниже);

Замечания из области психологии.
Кто не выбрасывает банки?
Иногда потребитель выбирает товар подсознательно и даже не может четко сформулировать причины, по которым в его корзине оказался тот или иной продукт. С упаковкой и вкусами все понятно, с ориентацией на ту или иную аудиторию — тоже, однако существуют и скрытые причины, подталкивающие к выбору. Они наименее очевидны и поэтому наиболее интересны. Итак, металлическая банка чая...

Сразу оговоримся, что рассматривается тот случай, когда банку не собираются выбрасывать. Судите сами: зачем покупать товар в более дорогой упаковке, если рядом на полке стоит «представитель» того же брэнда, но попроще (покупка в качестве подарка здесь не рассматривается)?

  • Перед прилавком — покупатель с невысоким достатком, но на данный момент располагающий крупной (по его представлениям) суммой денег, например, пенсионерка. Покупка дорогого чая в металлической банке даст ей возможность почувствовать свою исключительность, «побаловать» себя и близких. Красивую банку можно затем поставить на кухонную полку, и она будет поднимать настроение, даже если в нее будет пересыпан недорогой чай. Кроме того, многие бабушки и дедушки еще хорошо помнят сталинское время, когда добротно упакован был только хороший товар, и судят о содержимом именно по качеству металлической банки.
  • Другой случай. Банка, которую попросту жалко выбросить, занята какой-нибудь мелочью и красуется на кухонной полке. Где еще вы найдете рекламу, которая не появляется на минуту на экране телевизора, и даже не рассматривается около получаса скучающими пассажирами метро, а напоминает о себе постоянно? При грамотно разработанном дизайне и правильно выбранной цветовой гамме подсознание покупателя при виде продукта того же брэнда в магазине не замедлит нарисовать картину домашнего тепла, покоя и уюта. Скорее всего, продукт будет немедленно куплен, хотя причину выбора человек вряд ли сможет назвать сразу.
  • Детские впечатления. Всем известно, что они — самые яркие и сохраняются на всю жизнь. Вы замечали, что дети любят хранить свои «сокровища» (значки, фантики от конфет и т. п.) именно в расписных металлических коробках? Откуда взялась эта традиция — неизвестно. С некоторой долей юмора можно предположить, что она заложена генетически и уходит корнями в те времена, когда самые ценные вещи хранили в кованых железных сундуках. Дети вырастают, но воспоминания о «коробочках с секретами» остаются. И уже взрослые мужчины и женщины с удовольствием хранят в них пуговицы, гвоздики, нитки, иголки и прочие необходимые в хозяйстве вещи.

Согласитесь, с такими банками расстаться непросто

Индустрия чая и кофе. Металлическая банка бережет аромат продукта, не дает ему отсыреть. Из нее, в отличие от гибкой упаковки, трудно что-либо просыпать. Кроме того, потребитель имеет возможность покупать напиток в дорогой упаковке не каждый раз. Достаточно один раз приобрести большую банку, а потом по мере надобности наполнять ее, покупая недорогие мелкопорционные пакеты или картонные коробочки с тем же сортом напитка, благо, товаропроизводители, как правило, предусматривают эти формы фасовки;

Табачная промышленность. На Западе металлические коробки широко используются для упаковки табачных изделий. Возможно, скоро эта форма упаковки сигарет станет популярной и в нашей стране.

Маркетинг

К праздникам. Отличным поводом заказать металлическую упаковку служит праздник. Основная масса дорогих товаров в красивой упаковке стильного дизайна покупается, как правило, именно в предпраздничные дни. Коробка, оформленная соответственно случаю, послужит и хорошим подарком, и украшением стола. Яркие подарки к Новому году и к другим торжествам особенно порадуют детей.

Наборы. Эта форма продаж, на наш взгляд, не слишком популярна в России, и напрасно. С помощью формирования кондитерских и других наборов товаропроизводитель может оперативно регулировать объемы продаж товаров, поскольку хорошо оформленная металлическая коробка с разнообразным содержимым позволит продать даже те товары, спрос на которые в обычных условиях невелик. Например, если в банку положить примерно одинаковое количество шоколадных конфет и карамели, то ее купят с удовольствием, хотя карамель в полиэтиленовом пакете вряд ли пользовалась бы спросом. Здесь имеет место психологический аспект. Дело в том, что коробка с ярким и разнообразным содержимым создает ощущение «сюрприза». Каждый из членов семьи может выбрать из нее свою любимую конфету, шоколадку и т. п.

Эффект неожиданности. Желание создать оригинальный товар, который бы выделялся в своем сегменте рынка, толкает производителя на довольно смелые эксперименты для продвижения своей продукции: жестяные баночки используются даже для хранения мороженого, специй, пищевых концентратов, сухих супов.

Экономический аспект

Хотелось сказать несколько слов и об экономической стороне вопроса. Как показала выставка «Росупак-2000», некоторые заказчики полагают, что недорогая продукция требует только дешевой упаковки. Это ошибочное мнение, и за примерами далеко ходить не надо. Давайте подсчитаем, какую прибыль дает производителю металлическая упаковка. Стандартная баночка для леденцов стоит сейчас в розничной торговле около 15 рублей при стоимости наполнения 2 рубля. Но потребитель платит не за содержимое, а за продукт в целом, и при правильно поставленном сбыте последний прекрасно продается. Главное, чтобы продукт правильно позиционировался, был рассчитан на определенную группу потребителей, и тогда и в дорогой упаковке он будет иметь успех.

Как видите, фасовать можно не только в небольшие коробочки, но и в "ведра"

Например, небольшие коробочки из-под леденцов с разными рисунками наверняка станут предметом коллекционирования, учитывая небольшой их тираж. Дети будут покупать их даже не ради конфет. Сладости станут лишь приятным дополненем к упаковке.

Для «самых маленьких»

С развитием предпринимательства в России появилось много малых производств, например, кондитерских цехов. Не имея возможности производить и реализовывать большие объемы продукции, они нуждаются в совсем маленьких партиях упаковочной тары. Для таких клиентов фирма «Новый Аргумент» предусмотрела обезличенную (не содержащую конкретной информации и производителе) жестяную упаковку. Данная форма упаковки имеет свои преимущества, так как ее применение видится максимально гибким. Фирма имеет возможность производить пробные партии тех или иных товаров, оперативно реагируя на требования рынка, либо для проведения презентаций своей продукции. Переход на новую единицу продукции в этом случае требует минимальных капиталовложений. Все, что требуется - это заказ партии этикеток, которые не составит большого труда наклеить на банки даже вручную (учитывая небольшой объем производимого товара).


(
На страницу 1)

(
В начало)

   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner