Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
 
«Пакет« №1 (1), декабрь 1999


Денис Кузнецов,
аспирант МГУП 

Защитные самоклеящиеся этикетки
или Откуда взялся «кот» в фирменном «мешке»?

Как защитить товар от воровства, подмены, реимпорта или другого способа фальсификации? Однозначных рецептов здесь нет, однако часть проблем может быть решена использованием этикеток в качестве средств защиты.
Соблазн подделать продукт известной фирмы или популярной торговой марки велик.
Проблема защиты товара становится сегодня особенно актуальной.
Предлагаемая Вашему вниманию статья рассказывает о том, как этикетка, изготовленная специальным образом, дает возможность распознать подделку или предупредить ее

В настоящее время нет ни одной области, в которой нельзя было бы столкнуться с подделкой товаров — косметика, парфюмерия, лекарства, напитки, одежда, спортивные товары, электроника, компьютерные программы, аудио- и видеотехника, автомобильные запчасти и т. д. По оценкам западных специалистов, 20% всех товаров на мировом рынке — поддельные. Стоит ли говорить о том, что «благодаря» изобретательности наших сограждан, в России этот процент гораздо выше.

Использование различных видов самоклеящихся этикеток может служить не только для оформления упаковки, но и для защиты содержимого от хищения или банальной подмены

Идея использовать этикетку для защиты продукта не нова, однако в последнее время количество технологических решений поставленной задачи значительно возросло. Защитные самоклеящиеся материалы помогают сохранить все виды упаковки (от флаконов для лекарств до транспортных контейнеров) от воровства, подмены, вскрытия, реимпорта или неправильного использования.

Некоторые виды самоклеящихся этикеточных материалов выполняют одновременно несколько функций. Данная упаковка показывает, были ли нарушены условия хранения продукта (в тепле через определенное время меняется цвет фона этикетки).
Эта же особенность позволяет удостовериться в подлинности товара

Среди самоклеящихся материалов можно найти практически любой — очень прочный или легко рвущийся, крепко приклеивающийся или удаляемый без следа, выдерживающий жару, холод, УФ-излучение, кислоту, щелочь, давление, дождь, соленую воду или глубокую заморозку. Важно лишь правильно подобрать материалы или их комбинации, чтобы этикетка максимально выполняла предъявляемые к ней требования.

Как перехитрить «народного умельца» ?

Говоря о защите товара, нужно помнить, что это комплексная задача, состоящая из двух направлений.

Первое — защита от подделки самой упаковки. На сегодняшний день полиграфия высокого качества становится доступной широкому кругу заказчиков. Все более сильным становится соблазн скопировать упаковку известной торговой марки и наполнить ее сомнительным содержимым. Фирмы–производители, дорожащие репутацией, вынуждены выделять средства на постоянное усложнение упаковки для своей продукции или заказывать защитные наклейки, например, идентификационные марки для алкоголя.

К вопросу о возможности
и целесообразности фальсификации
Использование этикеток в качестве средства защиты товаров — сравнительно недорогой способ. Дело в том, что любой товар должен быть упакован и снабжен этикеткой. В случае, если использовать не обычную наклейку, а этикетку, обладающую одним из описанных в статье способов защиты, затраты на производство увеличатся только на разницу в стоимости материалов. При этом этикетка станет не только средством идентификации товара, но и средством его защиты от фальсификации.

Естественно, абсолютного средства защиты от подделки не существует. Все, что изготовлено одним человеком, может быть воспроизведено другим. Подделывают все, даже хорошо защищенные денежные знаки. Важно, во что подделка обойдется злоумышленникам. Поэтому при выборе средства защиты всегда необходимо учитывать:

  • защита товара должна стоить как можно дешевле, поскольку описываемые в статье способы, естественно, влекут за собой дополнительные расходы. А для упаковки стоимость ее изготовления — крайне важная характеристика, поскольку она добавляется к стоимости товара, снижая его конкурентоспособность;
  • решение об использовании средства защиты товара — личное дело каждого производителя. Возможно, что использовать то или иное средство просто нецелесообразно;
  • необходимо понимать, что фальсификаторы возьмутся подделывать только тот товар, который имеет смысл подделывать, то есть, если стоимость фальсификации с лихвой окупится продажей поддельного товара. В случае, если стоимость поддельного товара равна или почти равна стоимости оригинала, подделка теряет всякий смысл.

Производителю необходимо выбрать такое средство защиты, которое обойдется ему недорого, но сможет создать большие (или даже непреодолимые) проблемы для фальсификаторов.

Несколько ниже приведен перечень средств, предназначенных для идентификации и определения подлинности продукта.

Вообще, спектр декоративных материалов, предлагаемых поставщиками, включает в себя сотни разновидностей бумаг и пленок, и использование оригинального материала может само по себе сильно затруднить подделку.

Материалы, предназначенные для изготовления специальных защитных этикеток, особенны и уникальны для каждого вида продукта. Этот вид маркировки предлагает широкие возможности — от дешевых и простых до дорогих высокотехнологичных решений, обеспечивающих 100-процентную безопасность. Метки, указывающие на подлинность товара, находятся на поверхности или же могут быть введены внутрь лицевого материала или клея, а также находиться под ними. Ниже приводятся несколько вариантов.

  • Водяные знаки. Двух- или трехмерные водяные знаки могут быть включены в различные бумаги по заказу. Они могут быть заметны как на просвет, так и при разглядывании этикетки под различными углами.
  • Защитные волокна. Волокна различной длины и цвета могут быть введены в состав бумаги. Эти волокна могут быть как видимыми, так и флуоресцирующими (увидеть которые можно только в УФ-лучах).
  • Радужные металлические нити. Большие или маленькие нити могут быть введены в бумагу (как по всей площади, так и полосками). Они могут быть разного цвета и даже иметь микрогравировку.

Специальные металлические нити, введенные в состав материала для изготовления этикетки. Для подделки подобной этикетки требуется приобретение такого же материала. В случае, если производитель товара заказывает нити с особым изображением (или текстом), приобрести такой же материал фальсификатору будет крайне сложно

  • Защитные полоски. Маленькие металлические полоски могут быть включены в бумагу. Они бывают видимыми как в обычном, так и в отраженном свете.
  • Радужные цветные полоски. Специальные защитные цветные полоски шести цветов (зеленый, синий, красный, лиловый, медный и золотой) помещаются на специальную бумагу. Полоски не воспроизводятся ни цветным копировальным устройством, ни офсетной печатью, ни принтером.
  • Бумага, чувствительная к различным растворителям. При попытке удалить этикетку с помощью растворителей на такой бумаге остаются пятна.
  • Частицы, флуоресцирующие в ближнем ИК-свете. Такие частицы, видимые при облучении этикетки лазером, могут занимать всю площадь материала или же быть вкрапленными в нее, образуя рисунок. Невидимые невооруженным глазом штрих-коды или надписи могут идентифицировать продукт или содержать скрытую информацию.
  • Химические реактивы. Химические метки базируются на генной технологии. Эта «биокодировка» основана на антителах, которые могут быть обнаружены лишь соответствующим биологическим детектором.
  • Микрочастицы. Патентованные многоцветные, многослойные полимерные частицы (20–400 мкм) имеют специальные коды под заказ. Они химически стабильны, инертны, устойчивы к действию большинства растворителей и кислот и могут быть добавлены в клей или поверхностное покрытие. Напечатанная скрытая маркировка становится видимой только при соблюдении определенной концентрации цветопроявляющихcя частиц.


(
В начало)

(
На страницу 2)

   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner