Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
 
«Пакет« №1 (1), декабрь 1999


С руководителями «Фабрики Дизайна»
Андреем Семейкиным и Алексеем Александровым
беседовала Екатерина Гжимало
 

А ты меня уважаешь?
или Какую бутылку поставим на стол

«Это вам, алкашам, в подворотне пить, а мне — на стол ставить».

Эта фраза из старого анекдота очень подходит к теме данной статьи. Культура потребления, в данном случае алкогольной продукции, как нам кажется, состоит не только из оценки достоинств содержимого. Как и всякий товар, это содержимое требует упаковки. Хотелось бы, чтобы алкогольная продукция не только согревала изнутри, но и глаз радовала.

Если Вам небезразлично, во что разливается тот самый «горячительный» напиток, читайте эту статью

Вы — тот самый производитель алкогольной продукции, такого родного и до боли знакомого сухого, полусладкого, белого или красного… Коллектив Вашего завода годами трудится не покладая рук, чтобы создать неповторимый букет вина, которое украсит романтический вечер, соберет старых друзей или поможет кому-то забыть о повседневных заботах и задуматься о вечных ценностях. На этикетке Вашей продукции уже не хватает места для медалей, а покупатель, приходя в магазин, лишь презрительно морщит нос: «Да ну! Давай лучше возьмем вон ту, красивую!»

Разработка нестандартной стеклотары под силу лишь профессионалам
(на фото — креативная разработка авторской бутылки,
© «Фабрика Дизайна», 1999 г.)

Критерии, которыми руководствуется покупатель при выборе товара, мало поддаются серьезному анализу. Как следствие, и влиять на них сложно. Есть несколько достаточно простых способов, которые заведомо работают. Как правило, покупатель возьмет либо то, что ему заранее известно, либо то, что понравилось в данный момент. Если Ваша продукция принадлежит к той категории, которая «известна и так», то, скорее всего, дальше статью можно не читать. Если же это не совсем так, и Вы ставите перед собой задачу добиться того, чтобы Вас начали причислять к категории «и так известных», то необходимо предпринять какие-то меры. Прежде всего надо, чтобы продукт купили хотя бы один раз, «на пробу». Для этого придется прибегнуть к тому или иному виду рекламы.

Так (или примерно так) выглядит полка типового магазина.
Одинаковые малоизвестные сорта напитков, разлитые в стандартные бутылки, которые отличаются разве что этикетками. Какую из них выберет покупатель и на каком основании — неизвестно

Конечно, Вы можете возразить, что хорошая продукция в дополнительной рекламе не нуждается. Что ж, если Вы принадлежите к счастливому меньшинству фирм, товары которых, подобно конфете «Белочка», пользуются популярностью, не меняя имидж чуть ли не с начала века, то примите наши поздравления! Ну, а как быть, если Вы принадлежите к основной массе, а не к «тройке лидеров»?

Реклама бывает разной. В данном случае мы поговорим не о рекламе вообще, а о той рекламной функции, которую выполняет упаковка товара. В нашем случае это бутылка.

Проблема всех небольших предприятий состоит в том, что жесткие бюджетные рамки заставляют идти по самому простому пути — заказывать на стеклозаводе стандартную, гостированную бутылку. В результате, какой бы замечательной ни была продукция, ей уготована горькая участь — пополнить ряды близнецов-братьев на магазинной полке. Раньше, когда ассортимент магазина состоял из трех, пяти, от силы — шести наименований алкогольной продукции, такая ситуация считалась нормальной, но теперь… «Батарея» белого и зеленого стекла уже не привлекает взгляд покупателя. Если даже он и решит приобрести что-нибудь из этого ряда одинаковых бутылок, то на Ваш продукт его выбор падет, скорее всего, случайно.

Еще одна иллюстрация той же самой проблемы.
Стандартная тара — отличие только в этикетке

С другой стороны, любой человек, даже сильно ограниченный в средствах, требует уважения к себе. А свидетельством уважения как раз и является качественная и хорошо оформленная продукция. Покупатель имеет законное право задать тот самый знаменитый вопрос: «А ты меня уважаешь?»

«Так взгляни ж на меня хоть один только раз!»

Чего только не делают производители спиртных напитков, чтобы именно их продукт привлек внимание покупателя, «попросился» в руки, а затем и на стол. Казалось бы, самый простой и дешевый способ выделиться — придумать название пооригинальнее, да сделать этикетку поярче. Не тут-то было. Придуманные одной фирмой оригинальные новшества работают по принципу «домино». «У тебя название оригинальное? А мы — еще оригинальнее!» — и вот на этикетках полный словарь блатного жаргона и крылатых фраз, имена политических деятелей всех эпох и персонажей анекдотов… Не получилось выделиться. «А мы тогда этикетку покрасивее. Да с вырубкой!» «И мы, и мы тоже хотим!» И опять «домино». И снова ряды одинаковых бутылок, и снова взгляд покупателя обращается к импортной продукции. Почему? Да потому что она разная! Есть еще и другой аспект: алкоголь — продукт опасный. Им и отравиться можно. Российский покупатель, конечно, хитер: что попало не купит. И на обратную сторону этикетки через стекло заглянет: «так ли приклеена?», и донышко пальцем потрет: «грязь от конвейера должна остаться», и пробку на зуб попробует: «не прокручивается ли?». Вот только, повторимся, в результате всех этих манипуляций уважение к себе теряет.

В итоге одно из наиболее доступных средств оформления бутылок — этикетка — не работает так, как хотелось бы. Во всяком случае, сделать такую этикетку, которая позволила бы выделить бутылку из ряда себе подобных — большая проблема, решение которой может быть под силу разве что высокопрофессиональным дизайнерам. В остальных случаях эта затея, скорее всего, желаемого результата не даст. Конечно, это рассуждение нельзя воспринимать таким образом, что делать красивую этикетку не надо. Надо, но по возможности сочетать с другими способами оформления.

Типовая продукция стекольного завода

Этим самым «чем-то еще» может быть оригинальная форма самой бутылки. Во всяком случае, в ряду бутылок нестандартная должна выделяться. И ее использование должно помочь решить вопрос, который был поставлен в начале главы.

Дополнительная проблема

Есть и еще один момент, который любой уважающий себя производитель должен учесть. Подделка алкогольной продукции стала массовым явлением, и если эту проблему игнорировать, то любой ставший популярным напиток будет тут же скопирован тиражом едва ли не большим, чем оригинал. Существует множество способов защиты товара от подделки, нестандартная бутылка может помочь заодно решить и эту проблему. Подделывать бутылку достаточно сложно и не всякому фальсификатору это под силу. Для него гораздо проще размешать спирт с водой, залить в стандартную бутылку и приклеить незамысловатую этикетку, отпечатанную в типографии по соседству. Так что, возможно, напиток в нетрадиционной бутылке и подделывать не возьмутся.

Стоит поговорить и еще об одном способе борьбы с подделкой — патентной защите. И хотя в нашей стране к этому еще не очень привыкли, тем не менее оригинальную форму бутылки можно запатентовать, и тогда к людям, ее подделывающим, можно предъявлять претензии по Закону о защите авторского права.


(
В начало)

(
На страницу 2)

   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner