Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс» №3 (21), июнь 2001 г.


А. Грибунин,
ведущий инженер,
А. Михно,
зам. генерального директора, «Юнит Копир Плюс»

Нечего на зеркало пенять, или виртуальная реальность цветопробы

Важность и необходимость иметь согласованную с заказчиком цветопробу для успешной сдачи тиража с новым цветовым решением мало у кого вызывает сомнение - ведь цена ошибки соответствует как минимум стоимости недешевых печатных форм плюс N килограммов (тонн?) запечатываемого материала

Бурное развитие рынка флексографии, обусловленное достижениями в технологии печати, в связи с появлением большого количества новых материалов закономерно опережает возможности прогнозирования печатного результата на стадии допечатной подготовки. Вместе с тем важность и необходимость иметь согласованную с заказчиком цветопробу для успешной сдачи тиража с новым цветовым решением мало у кого вызывает сомнение - ведь цена ошибки соответствует как минимум стоимости недешевых печатных форм плюс N килограммов (тонн?) запечатываемого материала. Конечно, такие важнейшие требования к цветопробе, как соответствие печатному оттиску, стабильность во времени, оперативность и воспроизводимость результата в случае флексографии выполнить трудно, но в принципе возможно. О том, какие из имеющихся аналоговых и цифровых цветопробных систем и как могут быть использованы для прогнозирования результатов во флексографии, здесь и пойдет речь.

Попытки использовать для нужд флексографии традиционные аналоговые или цифровые способы имитирования оттисков офсетной печати «в лоб» скорее всего разочаруют, так как будут иметь мало общего с флексографским оттиском.

Проблемы, в сущности, заключаются в следующем:

  • флексография выгодно отличается возможностью применения специальных цветов и гораздо более широкого спектра запечатываемых материалов, чем в офсете, но эти преимущества разработчиками офсетных проб никак не учитывались;
  • отсутствие стандартизованной триады и оптических плотностей во флексографии коренным образом отличает ее от «благополучного» в этом смысле офсета;
  • высокое растискивание во флексографии является практически недостижимым для стандартных аналоговых офсетных цветопробных технологий. Пленочные пигментные материалы для них подбираются таким образом, чтобы воспроизводилась имитация гладкой кривой растискивания с максимумом от 12 до 25% на 50-процентной растровой точке;
  • во флексографии наблюдается существенная нелинейность тонопередачи в высоких светах;
  • краевые эффекты, которые могут проявляться не только на краях плашек, но и на отдельных растровых точках, не могут быть воспроизведены аналоговыми цветопробами;
  • интерференция между растрами печатной формы и анилоксового вала часто не позволяет применять стандартные углы и формы точек.

    Перечисленные проблемы обуславливают высокую вероятность того, что работа, успешно отпечатанная на одной машине, может выглядеть совершенно иначе, будучи напечатанной на другой. Размышления о цветопробе, необходимой в этом случае, заставляют нас прийти к важному выводу - проба для флексографии должна максимально (насколько это возможно) учитывать особенности именно той машины, на которой предполагается печатать тираж.

    Каким образом можно воспроизвести цветовую гамму флексографского оттиска? Можно ли увидеть на цветопробе растровую точку, аналогичную по размеру, форме и цвету растровой точке на отпечатке?

    Попробуем рассмотреть по порядку пути решения перечисленных проблем и найти ответы на эти вопросы.

    Колориметрические показатели красок с хорошим приближением можно имитировать тремя способами:

  • использовать те же краски, что и для печати тиража. При этом плотность краски и растискивание на пробе должны совпадать с тиражными. Типичный пример - офсетная цветопроба, которая позволяет симитировать практически все. Однако затраты на изготовление такой тиражной цветопробы для флексографии могут основательно подпортить радость от ее созерцания, да это уже будет и не цветопроба, а полностью оплаченный шаг на пути к тиражу. Использование достаточно дорогих флексографских пробопечатных станков выходит за рамки темы настоящей статьи, и мы оставляем это целиком на усмотрение их владельцев и заказчиков, готовых платить за дорогие эксперименты;
  • использовать краски, имеющие такие же колориметрические показатели, что и тиражные, или близкие к ним. По такому принципу работают все аналоговые цветопробы, имитирующие офсетный процесс. Только благодаря воспроизведению растровой точки со стандартными колориметрическими характеристиками такие цветопробы в офсетной печати считаются КОНТРАКТНЫМИ и точно воспроизводят будущий офсетный оттиск. Общие характеристики представленных на рынке аналоговых цветопроб, а также плюсы и минусы различных способов их применения для флексографии (в том числе и по третьему способу) приводятся в табл. 1 и 2;

    Таблица 1. Краткие характеристики аналоговых цветопроб
    Тип имитирующего
    процесса
    Позитивный - все марки, негативный - Imation Matchprint
    Имитируемая триада Euroscale (ISO 12647-2) или SWOP (в России практически не встречается)
    Имитируемое растискивание (12-15)...(16-18)...(20-25)% на 50-про- центной точке. Регулируется подбором расходных материалов
    Воспроизводимые света и тени (2-3)...(97-98)%
    Имитируемые специальные цвета Imation Matchprint - 6 позитивных и 13 негативных цветов, DuPont Cromalin - возможность смешения любых цветов из порошкового набора базовых по спе- циальным рецептам
    Тип цветопробы/способ удаления ненужного пигмента «Мокрая» - Imation Matchprint, Fuji Proof
    «Cухая» - DuPont Cromalin, Agfa DryProof

    Таблица 2. Варианты применения аналоговых цветопробных систем для флексографии
    Способ Преимущества Недостатки
    1. «В лоб» - проба делается с негативных пленок Проверяются именно те пленки, которые пойдут в тираж
    Плашечные цвета (Pantone и пр.) могут быть имитированы достаточно точно (насколько позволяет ассортимент расходных материалов для конкретной цветопробы)
    От «зеркальности» можно избавиться, делая пробу на прозрачном материале и рассматривая ее с оборота на фоне любого запечатываемого материала
    Имитация цвета воспроизводимых триадой изображений на таких пробах будет весьма далека от цвета в тираже (из-за несовпадения офсетной и флексографской триад, из-за разной степени растискивания и пр.)
    Проба зеркальная
    2. Вывод позитивных пленок без каких-либо корректирующих цвет поправок (то есть простая инверсия) Проба прямая (не зеркальная)
    Плашечные цвета могут быть имитированы достаточно точно
    Пленки, идущие в тираж, не проверяются
    Цвета воспроизводимых триадой изображений на таких пробах будут весьма далеки от цвета в тираже (из-за несовпадения офсетной и флексографской триад, из-за разной степени растискивания и пр.)
    3. Вывод дополнительного комплекта позитивных пленок с изменением градационной кривой в RIP Проба прямая (не зеркальная)
    Плашечные цвета могут быть имитированы
    достаточно точно
    Появляется возможность компенсировать высокое растискивание флексографской машины
    Пленки, идущие в тираж, не проверяются
    Имитация цвета воспроизводимых триадой изображений все равно окажется не очень качественной (из-за несовпадения офсетной и флексографской триад)
    4. Вывод позитивных пленок с использованием ICC-профилей флексографской печатной машины и аналоговой цветопробы Проба прямая (не зеркальная)
    Плашечные цвета могут быть имитированы достаточно точно
    Появляется возможность компенсировать колориметрические различия первичных цветов и высокое растискивание флексографии. Имитация цвета воспроизводимых триадой изображений будет достаточно хорошей при условии, что цветовой охват аналоговой пробы не меньше охвата печатного процесса
    Пленки, идущие в тираж, не проверяются
    Из-за несоответствия цветовых охватов флексографской и офсетной триад насыщенные цвета будут переданы не совсем

  • использовать краски, имеющие отличные от тиражных колориметрические показатели. Имитация цвета осуществляется путем смешения триады цветопробы в таких пропорциях, при которых достигается колориметрическое соответствие тиражному оттиску. Плотности красок и растискивание на пробе могут не коррелировать с тиражными (имеется в виду чистая триада принтера без имитации чего-либо). Делается это при помощи системы управления цветом (причем принципиально неважно - стандартной ICC-совместимой или «закрытой»). При освещении, отличном от стандартного D50*, возможны визуальные различия между пробой и тиражным оттиском. Этот принцип используется в основном в цифровых цветопробах. Он позволяет автоматически учесть растискивание, а также в какой-то мере нелинейность цветопередачи в светах и тенях.

    К сожалению, на данный момент нам не известны какие-либо стандарты колориметрических характеристик флексографских красок. Поэтому, по нашему мнению, для правильной цветопередачи на пробном оттиске для флексографии может использоваться только третий из перечисленных способов имитации цвета - путем смешения триады. Для правильной цветопередачи на пробном оттиске необходимые в этом случае корректирующие действия должны быть направлены либо на изменение файла (до вывода фотоформ для аналоговой пробы), либо на его восприятие программным RIP, управляющим работой цифрового печатного устройства.

    Сейчас практически невозможно выделить то или иное оборудование как предназначенное исключительно для флексографии. Разница заключается в способах имитации цвета одного устройства (флексографская печатная машина) другим (установка аналоговой цветопробы или принтер). Поэтому далее будут рассматриваться распространенные цветопробные системы и варианты их адаптации к нуждам флексографии.

    Аналоговые цветопробы

    Марок аналоговых цветопроб немного, наиболее известные и распространенные - Imation Matchprint, DuPont Cromalin, Agfa DryProof, Fuji Proof. О них уже много написано, поэтому в табл. 1 приведены только их краткие характеристики.

    Для имитации флексографии аналоговые цветопробы могут быть применены различными способами. В случае применения позитивных материалов изготовление второго комплекта пленок (фотовыводом или переконтактом) для цветопробы неизбежно. Однако вывод позитивных пленок не снимает остальных проблем - различие в колориметрических показателях триад, различное растискивание, высокая нелинейность тонопередачи в высоких светах. Различные варианты адаптации характеристик аналоговых цветопроб для целей флексографии приведены в табл. 2.

    Здесь рассматриваются только технологические аспекты без учета точных стоимостных факторов. Способы приведены в порядке возрастания затрат на их практическую реализацию, о которых каждый связанный с полиграфией человек имеет собственное представление. Изготовление аналоговой пробы на тиражном материале возможно, если он выдерживает температуру ламинации, которая всегда выше 100°С.

    Как показывает практика, результаты которой обобщены в табл. 2, применение аналоговых цветопроб для контроля одновременно как пленок, идущих в тираж, так и цветопередачи невозможно по объективным причинам. Наиболее пригодными для целей флексографии можно признать методы, изложенные в п. 1 (для контроля пленок, идущих в тираж) и в п. 4 (контроль цветопередачи).

    Цифровые цветопробы

    Марок цифровых цветопроб существует гораздо больше, чем аналоговых. Сейчас только самый ленивый не назвал свое изделие цифровой цветопробой, поэтому неискушенному человеку порой бывает трудно разобраться в том, действительно ли сможет данная модель выполнять функции цветопробы или это останется только декларацией из рекламного буклета.

    Сразу отметим, что в дальнейшем речь пойдет только о PostScript-устройствах, состоящих из принтера и растрового процессора. Рассматривать устройства, работающие через RGB-драйвер (QuickDraw и пр.), нецелесообразно ввиду отсутствия в них какого-либо «внятно» работающего механизма управления цветом. А именно система управления цветом является неотъемлемым атрибутом любого цифрового цветопробного устройства.

    Рассмотрим наиболее распространенные технологии печати, применяемые в цифровых цветопробных системах (табл. 3).

    Таблица 3. Краткие характеристики печатных технологий, применяемых в цифровых цветопробных системах
    Тип печати Характеристика Стоимость оттиска Основы для печати Используемые краски
    Струйная* Большой цветовой охват (зачастую намного больше, чем у офсета), недорогое оборудование
    Стабильность (повторяемость) печати - высокая
    Устойчивость к выцветанию - низкая (без специальных расходных материалов)
    До $3-4 за А3 Большой выбор бумаг, пленок и пр. CMYK - стандартно, Cm и Mm - в некоторых моделях, R, G, B, Or и некоторые другие - редко
    Термосублимационная Большой цветовой охват (намного больше, чем у офсета), средняя стоимость оборудования
    Стабильность (повторяемость) печати - высокая
    Устойчивость к выцветанию - высокая
    Высокая
    (до $8-10 за А3)
    Несколько типов бумаг, металлизированная, белая и прозрачная самоклейка, прозрачная пленка CMYK - стандартно, серебро, золото и белый - дополнительно
    Лазерная Относительно малый цветовой охват (зачастую меньше, чем у офсета), средняя стоимость оборудования
    Стабильность (повторяемость) печати - низкая
    Устойчивость к выцветанию - высокая
    Низкая
    (до $1-1,5 за А3)
    Большой выбор бумаг, пленок и пр. CMYK
    * Несколько особняком стоят струйные системы класса Hi-End (Scitex Iris, Imation Rainbow 4700). Обычно в них используется довольно дорогое оборудование (до нескольких десятков тысяч долларов). При высокой стоимости оттиска (до $15-20 за А3) они дают самое высокое качество печати, стабильность и устойчивость к выцветанию среди всех струйных принтеров

    Всего несколько лет назад на рынке цифрового цветопробного оборудования доминировали термосублимационная и струйная технологии. Сейчас они уступают место более экономичной и бурно развивающейся струйной технологии DOD-принтеров (Drop-on-Demand) с переменным размером капли. У нее, правда, остается такой существенный недостаток, как относительно низкая стойкость к выцветанию, однако эта проблема уже сейчас решается с помощью специальных основ и пигментных чернил, значительно увеличивающих стойкость оттисков. Но важнейшим достоинством термосублимационных устройств, несмотря на относительно высокую себестоимость оттиска, остается их способность печатать белым, золотым и серебряным цветами, чего струйная и лазерная технологии выполнить пока не в состоянии.

    Всего несколько лет назад на рынке цифрового цветопробного оборудования доминировали термосублимационная и струйная технологии. Сейчас они уступают место более экономичной и бурно развивающейся струйной технологии DOD (Drop-on-Demand)

    В любом случае, поскольку большинство современных принтеров (за исключением, пожалуй, лазерных) имеют сравнимый или более широкий цветовой охват (рис. 1, 2), чем флексографский печатный процесс, основное влияние на качество всей цветопробной системы оказывает растровый процессор.

    Основное влияние на качество всей цветопробной системы оказывает растровый процессор

    Рис. 1. Цветовой охват струйной и флексографской печати

    Рис. 2. Цветовой охват цифрового и аналогового цветопробных устройств

    Требования, предъявляемые к растровому процессору цифровой цветопробной системы

    Для успешной имитации печати одного устройства на другом в растровом процессоре должны выполняться следующие условия:

  • наличие системы управления цветом. Сейчас существуют одна стандартизованная (открытая) ICC-совместимая система и несколько закрытых (например, Imation ColorTarget, DuPont CromaNet, LinoColor PrinTable и пр.) Суть в них практически одна, просто разное исполнение. Понятно, что при прочих равных условиях открытая система окажется более гибкой, ведь для ее настройки (создания профилей) можно воспользоваться любой доступной стандартной программой-профилировщиком;
  • необходимо, чтобы система управления цветом была настраиваемой. Это значит, что пользователь должен иметь возможность задать профиль имитируемого устройства (то есть своей машины) и профиль имитирующего устройства (то есть своего принтера). Иначе такой RIP не может называться цветопробным. Сейчас попадаются RIP, позиционируемые как цветопробные, в которых жестко зашиты профили поддерживаемых принтеров или имитируемых процессов. Использовать такой RIP для цветопробных целей во флексографии нельзя (да и для имитации офсета такой RIP малопригоден);
  • в системе управления цветом либо должны быть доступны для выбора типы преобразования (Rendering Intent) Absolute и Relative, либо точно известно, что при работе системы используется какой-либо из них. Опция «Печатать черный как черный» желательна, но необязательна;
  • должна существовать возможность размещения контрольных шкал на цветопробном оттиске. Минимум, что должно присутствовать, это название имитируемого процесса, плашки первичных цветов и их наложений, а также несколько полей с разными процентами;
  • должна существовать возможность линеаризации принтера. Это позволит периодически проводить его корректировку при относительно небольших затратах времени или средств без полного перепрофилирования;
  • RIP должен имитировать треппинг и оверпринт в соответствии с заданными в иллюстративных пакетах и пакетах верстки параметрами;
  • имитация цветов Pantone на основе их Lab-значений. Это значит, что при обнаружении в файле цвета Pantone (или другого плашечного цвета, имеющегося в библиотеке) RIP производит конвертацию не из CMYK печатной машины в CMYK принтера, а из Lab в CMYK принтера. Таким образом, если принтер имеет широкий цветовой охват, то на нем можно весьма точно передать большинство цветов Pantone.

    имитация цветов Pantone на основе их Lab-значений. Это значит, что при обнаружении в файле цвета Pantone (или другого плашечного цвета, имеющегося в библиотеке) RIP производит конвертацию не из CMYK печатной машины в CMYK принтера, а из Lab в CMYK принтера. Таким образом, если принтер имеет широкий цветовой охват, то на нем можно весьма точно передать большинство цветов Pantone.

    Несмотря на отсутствие в настоящее время специализированных цветопроб для флексографии, применение существующих аналоговых и цифровых цветопробных систем дает положительные результаты

    При построении цветопробной системы описанным методом, помимо изготовления цветопроб непосредственно на месте, появляется возможность организовать и удаленную цветопробу. Означает это следующее: имея два аппарата, находящихся в разных местах, можно получать практически идентичные оттиски, имитирующие одну и ту же печатную машину. Для того, чтобы добиться такой идентичности, достаточно выполнить три условия:

  • необходимо иметь одинаковые растровые процессоры, одинаковые бумажные основы, одинаковые (или близкие по характеристикам) принтеры;
  • печать необходимо вести с использованием одного и того же профиля печатной машины в качестве входного;
  • оба принтера должны быть откалиброваны и спрофилированы.

    К сожалению, примеры длительной практической эксплуатации подобных систем в России нам неизвестны: слишком малы опыт и доверие пользователей наряду с относительно высокой (до недавних пор) стоимостью такого оборудования. Практические возможности удаленных цветопроб будут востребованы по мере роста числа компаний, печатающих в одном уголке страны для всех заказчиков, офисы которых расположены в других городах.

    Применение же подобных систем за рубежом - обычное дело и описано, например, в отчетах The Graphic Arts Institute of Denmark за лето 2000 г.

    Мы преднамеренно не касались вопросов передачи растра на цифровой цветопробе в требованиях к растровому процессору, так как это отдельная и довольно спорная тема. Дело в том, что сейчас практически не существует принтеров, способных печатать с разрешением, достаточным для такой передачи. Так, например, чтобы полностью передать растр линиатуры 133 lpi, требуется разрешение не менее 133і16=2128 dpi. Если же попробовать воспроизвести такую линиатуру на принтере с разрешением 720 dpi (это разрешение всех наиболее распространенных принтеров Epson), то это будет означать, что в каждом канале останется всего по 29 градаций вместо 256 положенных. Как будут выглядеть изображения на таком отпечатке, догадаться несложно. Если же на оттиске требуется передать все градации, то линиатура должна составлять 45 lpi, что, думаю, так же малоприемлемо.

    В заключение хотелось бы еще раз отметить, что несмотря на отсутствие в настоящее время специализированных цветопроб для флексографии, применение существующих аналоговых и цифровых цветопробных систем дает положительные результаты.

    В начале работы над материалом мы предполагали рассмотреть требования к цветопробе, ориентированной на флексографию, на примере какой-либо успешно реализованной системы. Однако понимание общих требований и принципов работы таких систем представляется гораздо важнее того, как эти требования реализованы в конкретной системе.

    Хотя выбор имеющихся способов для имитации цвета будущей печатной работы флексографским способом не столь широк, сочетание недорогой, оперативной и современной технологии цифровой концепт-пробы с проверкой идущих для изготовления формы пленок с помощью аналоговой пробы способно придать уверенности сторонам при заключении сделки и обезопасить деловые отношения от конфликтных ситуаций.

    Конечно, использование цветопробы имеет смысл только в том случае, когда весь технологический цикл печати обладает известной долей постоянства и контролируется.


    * D50 - общепринятый стандарт освещения в полиграфии, соответствующий источнку света с цветовой температурой 5000 K

  •  
       
             
       
    ©1998-2000
    Издательство «Курсив»
    Kursiv banner