Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №4 (16), август 2000 г.


ЧМ-технологии фирмы Barco

Бельгийская фирма Barco создала интересную ЧМ-технологию для офсетной и флексографской печати Monet Screens. Эта технология, в отличие от технологий стохастического растрирования других фирм, основана на таком построении растровых точек, которое не базируется ни на отдельных, ни на нескольких объединенных экспонируемых точках. Пользователь может выбирать любые размеры растровых точек от 10 до 70 мкм. При этом выбор не связан непосредственно с разрешением экспонирующего устройства. Благодаря этому растры Monet Screens могут быть согласованы с особыми требованиями печатных машин или с особенностями выполнения отдельного заказа. В результате можно избежать потерь деталей изображения или неравномерного воспроизведения при печати больших однотонных площадей из-за слишком маленьких размеров растровых точек.

Растровые точки в способе Monet формируются по принципу случайного распределения. Однако в действительности размещение растровых точек осуществляется по очень точному расчетному алгоритму, при котором устраняются грубозернистые структуры, шумы изображения и помехи в виде узоров. Техника Monet Screens обеспечивает столь же хорошие результаты, как и другие ЧМ-растры. Однако, в связи с получением более крупных точек, изображение проще печатать, особенно флексографским способом. Крупные точки меньше растискиваются по сравнению с точками, полученными другими способами растрирования.

Рис. 5. Первый алгоритм Monet Screens: размер точек одинаков, его выбирает пользователь.
Плотность меняется за счет числа точек

При технологии Monet Screens в зависимости от тоновых значений участков изображения модулируются как распределение и позиционирование растровых точек, так и их размеры. Размеры точек варьируются примерно на 50%. Такое их построение ведет, по разъяснению фирмы Barco, к улучшению тонового охвата и резкости печатного изображения.

С растрами Monet Screens изображения быстро обрабатываются растровым процессором фотонаборного автомата. При этом скорость обработки практически не отличается, по данным фирмы, от обычных автотипных растров Barco Classic Screens. Растры Monet и Classic Screens можно комбинировать в одной работе.

Растры Monet Screens появились в офсетной печати в апреле 1994 г. Успешно проведенные испытания подтвердили их преимущества: более высокая резкость, отсутствие розеточных структур и цветовых отклонений вследствие незначительного несовмещения красок. Испытания показали, что Monet Screens менее, чем обычные растры, чувствительны к колебаниям подачи краски. Этот эффект может совместно с большими допусками на совмещение помочь сократить время приладки.

Рис. 6. Второй алгоритм Monet Screens: точки в тенях крупнее, чем в светах.
Такая струтура точек особенно важна для способов печати с высоким растискиванием, например, флексографии

В тесной кооперации с английским предприятием MCG Graphics Ltd., специализирующемся на допечатных процессах для флексографии, растры Monet Screens были усовершенствованы для применения во флексографской печати. Специалистов сразу привлек целый ряд достоинств новой растровой системы. При обычных для флексографской печати линиатурах практически исчез розеточный муар. Стало возможным комбинировать более четырех цветоделенных изображений. Муар, обусловленный анилоксовыми валиками, перестал проявлять себя. Стало возможным формировать плавные тоновые переходы в светах почти до 0%. Растровые изображения даже без специальной корректуры стали давать хорошие результаты, увеличился цветовой охват.

Дальнейшее совершенствование техники растрирования для флексографии позволило фирме Barco создать новую систему Samba, представляющую комбинацию стохастической и классической технологий растрирования. Растры Samba специально предназначены для флексографской и трафаретной растровой печати.

Эксперименты с классическими растрами и растрами Monet выявили, что обе эти технологии имеют свои достоинства и недостатки применительно к флексографскому и трафаретному способам печати. Классические растры хороши для проработки средних тонов, так как растискивание точек в этом случае меньше, чем у стохастических растров, а математически точное расположение точек гарантирует получение чистого, равномерного изображения. Растры же Monet дают очень хорошие результаты в высоких светах, где оптимальное расположение точек и подбор их минимальных размеров обеспечивают точное соответствие растра анилоксовому валу. Исключается появление растровой розетки и повышается четкость изображения.

Рис. 7. Частотно-модулированный и стохастический растры от Barco

Комбинация стохастического и классического растров используется уже давно, но значительные различия обеих технологий существенно затрудняют достижение равномерных переходов между стохастикой в высоких светах и классическими растрами в средних тонах. Иногда одни части изображения печатают со стохастическими растрами, другие — с классическими. Однако это требует выполнения точных операций маскирования. С помощью растров Samba фирма Barco Graphics решает эту проблему.

Samba начинает обработку изображения как истинный стохастический растр с выбираемыми размерами точек, что обеспечивает их соответствие анилоксовому валу. В области 50-процентных тонов формируется истинный классический растр со своими углами поворота и линиатурами, что позволяет избежать муара, присущего классическим растрам. Между этими областями растр плавно переходит от стохастических к классическим узорам. Затем точки увеличиваются дальше, следуя увеличивающимся плотностям.

Улучшение воспроизведения объясняется не только использованием стохастического и классического расположения растровых точек, но и большим набором промежуточных выриантов. Нет резкой границы между областями с заведомо несовместимыми классическим и стохастическим растрами: Samba обеспечивает плавные переходы с постоянно возрастающим числом классических признаков и уменьшающимся стохастических и наоборот. В высоких светах узоры растровых точек не следуют классическим признакам, в области 25-процентных тонов размещение точек приближается к классической схеме, но расстояния между их центрами базируются на стохастическом принципе. И, наконец, 50-процентные точки полностью соответствуют классической сетке.

Растискивание точек здесь имеет свои особенности. График на рис. 8 показывает преимущества растров Samba по сравнению с растрами Monet и классическими растрами. Меньшее растискивание точек, чем при работе с классическими растрами, больше всего выражено в области высоких светов (менее 15%), и в меньшей степени — на теневых участках (больше 85%). Важно отметить тот факт, что при классическом растрировании невозможно воспроизвести в печати плотности ниже 10%. По сравнению с растрами Monet наблюдается очень малое растискивание точек в средних тонах, близкое к показателям растискивания для классических растров.

Рис. 8. Графики растискивания для разных типов растра

Реальным преимуществом растров Samba фирма Barco считает то, что они обеспечивают высокую стабильность при флексографской печати. Типичные проблемы стабильности во флексографии:

  • Точки в высоких светах иногда не пропечатываются или пропечатываются с трудом в зависимости от характеристик анилоксового вала и давления при печати.

Растр Samba гарантирует воспроизведение растровых точек минимальных размеров и устраняет непредсказуемое их поведение при попадании в ячейки анилоксового вала.

  • Растискивание точек в средних тонах, особенно при стохастических растрах, меняется.

Растры Samba обеспечивают гораздо меньшее растискивание растровых точек по сравнению со стохастическими растрами, и само растискивание здесь более предсказуемо.

  • Теневые участки имеют тенденцию к заливанию.

Вследствие частотной модуляции в теневых участках заливание здесь будет меньше, чем при использовании классических или стохастических растров.

Samba обеспечивает ряд преимуществ и для трафаретного способа печати. Обычной проблемой здесь является сложность воспроизведения мелких деталей и опасность заливания теневых областей. При использовании обычных растров всегда будет иметь место такой их процент, при котором точки не пропечатываются. В результате тоновая шкала ограничена областью 10–90% со всеми последствиями для качества печати. Ранее было доказано, что этот эффект можно преодолеть, используя стохастические растры (такие как Monet) с достаточно крупными растровыми точками. Однако оказалось, что стохастические растры также имеют свои недостатки, главным образом, увеличенное растискивание точек и эффект зернистости (когда используются крупноячеистые сетки). Используя растры Samba, представляется возможным формировать в высоких светах такие же точки, как в стохастических растрах, но без их недостатков в средних тонах.

Что касается формы точек и углов поворота растра, то здесь учтены особенности способов печати. Общепринятой для флексографии является круглая точка, а установленные углы являются стандартными для флексографии: 7,5; 22,5; 37,5; 52,50; 67,50; 82,5 градусов.

Эти углы также рекомендуются для трафаретной печати. Как и в случае с классическими растрами, линиатуры и углы позволяют предотвратить все виды муара между тремя наиболее распространенными красками.

Растры Samba генерируются в растровом процессоре Barco Graphics FastRip как особая форма растровых точек.

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner